Философия России

Эрн Владимир Францевич

Русский философ и публицист начала XX века. (1882-1917)

/
/
Эрн Владимир Францевич

«Высшие ценности, величайшие святыни — возбуждают и самую ожесточенную борьбу»

В.Ф. Эрн

Владимир Францевич Эрн родился 17 августа 1882 года в Тифлисе. В 1900 году поступил на историко-философский факультет Московского университета, где вплоть до 1904 года изучал философию. Впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 – один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством «Путь» и в 1912 выпустил труд «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение». Обе его диссертации: магистерская – «Розмини и его теория знания» (1914), докторская (не успел ее защитить) – «Философия Джоберти» (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. 

Умер Эрн в Москве 29 апреля (12 мая) 1917.

Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905–1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее «нового религиозного сознания» и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом «Логос» (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г. С. Сковорода, Вл. Соловьев, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, Л. М. Лопатин, А. А. Козлов, С. Н. Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.).

В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна – без- бытийной, без-жизненной) философии. «Кардинальной, конституирующей» чертой этого направления оказывается «отрицание природы как Сущего». Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно — философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, – не более чем миф. «Новое время, вообще говоря, очень мифологично… В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны». Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф – отнюдь не научный и не логичный – об отвлеченном, «мертвом» познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу «меонизму», по Эрну, представляет «логизм», философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике.

Этими интересами Эрна определялся круг его ближайшего общения (среди его единомышленников — Флоренский, Свенцицкий, Ельчанинов, Булгаков, Белый, в конце жизни — Вяч. Иванов) и институциональные формы его творческой самореализации. В годы “первой рус. революции” он — активный участник подпольного религиозно- философского общества “Христианское Братство Борьбы”, ставившего задачи создания русского христианского социализма, основанного на идеалах соборности, христианской общественности, всеобщей любви — началах коллективистского, общинного устроения рос. жизни, не исключающего также и свободы личности, ее мифопоэтического и религиозно-мистичического опыта, ее творческих интенций. В это же время Эрн вступает в полемику с представителями “нового религиозного сознания” (Мережковским и др. участниками Петербург. “Религиозно-философских собраний” 1901-1903). Идеи преодоления упадка и раздробленности современной церковной жизни, апелляция к святоотеческому пониманию проблемы “обожения плоти” легли в основу полемичической работы Эрна “Христианство и мир. Ответ Д. С .  Мережковскому”, 1907. Принципиальное значение для Эрна имеет обращение к специальным работам по истории раннего христианства: он переводит и публикует со своим предисловием работы А. Гарнака “Сущность христианства”, Г. Буассье “Катакомбы” (1906-07). В 1909 совместно с Ельчаниновым Эрн написал главу “Христианство” в коллективной “Истории религии” (среди авторов к-рой Флоренский, С. Н.  Булгаков). В ноябре 1906 Эрн участвует в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а в марте 1907 — в создании при нем Вольного богословского ун-та. В к. 1910 Эрн участвует в организации московского книгоиздательства “Путь” (в редакцию которого входит вместе с С. Н.  Трубецким, Г. А.  Рачинским, Бердяевым, С. Н. Булгаковым).

Важное место в становлении оригинальной философии и культурологии Эрна стала его полемика с русским неокантианством — мыслителями, объединившимися вокруг журнала “Логос” (Гессен, Степун, Б. В. Яковенко, Э. К. Метнер, Франк и др.). Большинство этих философско-критических опытов вошло в книгу Эрна “Борьба за Логос”. Неокантианство, по Эрну, представляет собой логический апогей западно-европейского “рационализма”, неотделимого от субъективизма и индивидуализма и выступающего как “антикультурное начало” в истории европейской философии и мировой культуры. Истоки “рационализма” уходят в средневековую схоластику и гуманизм Возрождения, следующие этапы его становления и развития — “линия Декарта”, англ. эмпиризм Ф. Бэкона, Дж. Беркли, Д. Юма, нем. философия — Лейбница, Канта и Гегеля, амер. прагматизм в лице У. Джеймса. “Рационализм” имперсоналистичен и механистичен, это — торжество усредненного формально-логического мышления, философского схематизма; отвергая неповторимый опыт живой личности, включая ее поэтико- эстетические и религиозно-мистические переживания, “рационализм” приводит, согласно Эрну, к “меонизму” — отрицанию сущего как живого бытия, к своего рода “онтологическому нигилизму”, а вместе с тем и к абстрагированию познания от телесности любого рода (индивидуальной и космической), к абсолютизации непрерывного линейного прогресса (в истории, науке, технике и т.п.), к апологии техники, утилитаризму и пр. Венец развития “рационализма” — представление о “серединной” материальной цивилизации, которая оказывается синонимом человеческой несвободы, бездуховности, овеществленности и в этом смысле антиподом, изнанкой культуры — “солидарной преемственности творчества”, живущей в “живом космич. лоне natura creata creans” — “природы сотворенной творящей”.

Основные работы В.Ф. Эрна

  • «Христианское отношение к собственности» (1906)
  • «Социализм и общее мировоззрение» (1907)
  • «Борьба за Логос» (1911)
  • «Гносеология В. С. Соловьева» (1911)
  • «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение» (1912)
  • «Толстой против Толстого» (1912)
  • «Розмини и его теория знания» (1914)
  • «Философия Джоберти» (1916)
  • «Верховное постижение Платона» (1917)

Список очерков о философе

  • Общий очерк философии. Ч. 1
  • Общий очерк философии. Ч. 2
  • Борьба за логос
  • Идея прогресса
  • Философия истории. Ч. 1
  • Философия истории. Ч. 2
  • О самобытности России
  • Россия, Европа и метафизический смысл войны
  • Работа о Розмини
  • Сущность логоса
  • Специфика русской философии
  • Верховное постижение Платона
  • Сущность немецкого феноменализма
  • Путь к логизму
  • Имяславие. Ч. 1
  • Имяславие. Ч. 2
  • Меч и крест
  • Монография о Г.С. Сковороде
  • Толстой против Толстого

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.