Философия России

Козлов Алексей Александрович

Русский философ-идеалист и публицист, последователь Густава Тейхмюллера и философии панпсихизма. (1831-1901)

/
/
Козлов Алексей Александрович

«С каждым годом все глубже и бесповоротно втягиваемся мы в водоворот европейской жизни, и все явления ее в большей или меньшей степени отражаются в нашей. На сколько европейская рознь мнений и интересов отражается в нашей жизни, это, конечно, должно составить задачу специальных исследований, которым здесь не место. Но, во всяком случае, уже одна возможность этой розни должна заставить обратить внимание на ту область, из которой только и можно ожидать прочной помощи от этого зла. По- моему, эта область представляется теми силами духа человеческого, которые имеют целью объединить бесконечное разнообразие познаний в единую систему и в результате деятельности дают науку, называемую философией»

А.А. Козлов

Алексей Александрович Козлов родился в 1831 году в Москве; он был незаконнорожденным сыном помещика И. А. Пушкина, приходившегося дальним родственником поэту А. С. Пушкину, и вольноотпущенной крестьянки. Вскоре после рождения сына его мать вышла замуж за приказчика А. П. Козлова, от которого будущий философ и получил свою фамилию.

С 1843 Козлов учился в 1-й Московской гимназии, а в 1850 поступил на физико- математический факультет Московского университета. Проучившись там около года, он перевёлся на историко-филологический факультет и в 1856 закончил университет со степенью кандидата.  

Во время обучения в университете Козлов увлёкся идеями материализма и социализма; наибольшее влияние на него имели сочинения Л. Фейербаха и Ш. Фурье.

Ко времени преподавания в межевом институте относится начало литературной деятельности Козлова. Главным предметом его интересов была в то время политическая экономия; его статьи на экономические темы печатались в «Московских известиях», «Московском вестнике», «Дне», «Финансовом вестнике», «Вестнике промышленности» и «Отечественных записках». Обладая деятельным характером, Козлов проявил склонность к пропаганде социалистических идей; преподавая в межевом институте, он излагал социалистические идеи своим студентам, из-за чего в 1861 был вынужден оставить преподавание.

Козлов имел многочисленные связи в революционной среде, был близок с Н. А. Ишутиным, с 1858 состоял под надзором полиции и несколько раз привлекался к дознанию. В 1866 он был арестован по подозрению в причастности к Каракозовскому делу, а затем в организации революционного общества, и заключён в Петропавловскую крепость. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и после 6 месяцев заключения он был освобождён с подчинением негласному надзору и запрещением жить в столицах. Козлов покинул Москву и поселился в селе Машарово Калужской губернии в имении своего тестя, где занялся сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесным хозяйством в имении крупного фабриканта во Владимирской губернии.

В период проживания в деревне Козлов начал серьёзно интересоваться философией; толчком к этому послужило знакомство с книгой Ю. Фрауенштадта «Письма о философии Шопенгауэра». Произошло это примерно в 1872-1873 году, когда Козлову было уже за 40 лет. Увлёкшись философией А. Шопенгауэра, он сделался его страстным последователем и решил заняться пропагандой его идей. С этого времени Козлов стал систематически изучать философию и выступать в печати с философскими публикациями. Первой его работой было двухтомное изложение сочинения последователя Шопенгауэра Э. Гартмана «Философия бессознательного».

Затем последовали критические статьи в журналах, а в 1876 году вышла его первая самостоятельная книга «Философские этюды», в которой он отстаивал идею философии как строгой науки. В 1876 Козлов получил приглашение занять философскую кафедру от Киевского университета, и в том же году начал читать там лекции. В 1881 он защитил магистерскую диссертацию на тему «Метод и направление философии Платона», а в 1884 в Петербурге — докторскую диссертацию на тему «Генезис теории пространства и времени у Канта», и получил звание профессора.

В 1885 году Козлов начал издавать свой собственный журнал «Философский трёхмесячник», который стал первым в России чисто философским журналом. Журнал от начала до конца составлялся самим Козловым и не приносил ему никакой материальной выгоды. К этому времени относится перемена в философских воззрениях Козлова: неудовлетворённый метафизикой воли Шопенгауэра, он стал искать иных основ для своего мировоззрения и с этой целью обратился к учению Г. В. Лейбница и его последователей. В 1880 году ему в руки попало одно из сочинений немецкого философа Г. Тейхмюллера, которое произвело на него сильное впечатление; после защиты докторской диссертации он начал систематически изучать сочинения этого автора и скоро сделался его горячим последователем. В статье, посвящённой Тейхмюллеру, Козлов называл его «звездой первой величины» и призывал учиться у него русских и европейских философов.

В 1886 году деятельность Козлова была прервана тяжёлой болезнью: с ним случился апоплексический удар, после чего у него парализовало половину тела. Философ оказался прикован к креслу и был вынужден оставить преподавание в университете. Несмотря на это, он продолжал заниматься философской и литературной деятельностью; не имея возможности собственноручно писать, он стал диктовать свои произведения. Важнейшие его сочинения появились именно в этот последний период его жизни. К этому времени окончательно сложилось собственное философское мировоззрение Козлова, основанное на учении Тейхмюллера и названное им панпсихизмом.

В 1888 году Козлов начал издавать философско-литературный сборник «Своё слово», в котором развивал своё учение и полемизировал с противоположными взглядами. Центральное место в этом издании занимали «Беседы с петербургским Сократом», написанные в форме философских диалогов под именем Платона Калужского; главным персонажем диалогов, развивавшим идеи автора, был некто Сократ с Песков, а его оппонентами выступали герои романов Достоевского. Всего в период с 1888 по 1898 год вышло пять выпусков «Своего слова».

В 1891 году Козлов вместе с семьёй переехал в Петербург, где вокруг него сложился небольшой философский кружок, который посещали, в частности, его сын С. А. Алексеев-Аскольдов и Н. О. Лосский. Философ скончался в Петербурге от воспаления лёгких в 1901 году и был похоронен на Волковом кладбище.

Основные работы А.А. Козлова

  • Сущность мирового процесса, или «Философия бессознательного» Э. фон Гартмана
    (1973-1975)
  • Философия как наука (1877)
  • Очерки из истории философии (1887)
  • Религия гр. Л.Н. Толстого, его учение о жизни и любви (1895)

Список очерков о философе

  • Общий очерк философии. Ч. 1
  • Общий очерк философии. Ч. 2
  • Онтология. Ч. 1
  • Онтология. Ч. 2
  • Онтология. Ч. 3
  • Философия как наука
  • Историко-философский метод
  • Сущность религии. Ч. 1
  • Сущность религии. Ч. 2
  • Религия Толстого
  • Критика Толстого
  • Сознание Бога и знание о Боге. Ч. 1
  • Сознание Бога и знание о Боге. Ч. 2
  • Беседы с петербургским Сократом

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.