Философия России

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, философ. Доктор богословия. (1826-1890)

/
/
Архиепископ Никанор (Бровкович)

«Во всяком человеческом духе лежит сокровищница идей,— предпостижения объективной истины»

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Архиепископ Никанор (в миру — Александр Иванович Бровкович) родился 20 ноября 1826 года в Могилёве, в семье священника Могилёвской епархии. Первоначально учился в Могилёвском духовном училище, состоя, вместе с тем, певчим в могилёвском архиерейском хоре.

В 1842 году в 15-летним возрасте, как один из лучших воспитанников духовной семинарии был вызван, в образцовую тогда Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Затем, как первый студент своего курса, Александр Бровкович поступил в 1847 году в Санкт-Петербургскую духовную академию. 

Во время обучения в семинарии у Александра обнаружилось тяготение к монашеству, а когда он перешёл в академию, то в атмосфере академической жизни намерение принять иночество у него окончательно созрело. Отец его решительно противился намерению сына и всячески отговаривал его; но сам Иван Бровкович скончался в 1847 году. Это сиротство ещё более подтолкнуло его к монашеству.

16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года — во иеромонаха.

По окончании академического курса в 1851 году первым магистром, иеромонах Никанор, по тогдашнему академическому обычаю, оставлен в академии и назначен бакалавром, первоначально по кафедре обличительного богословия.

Молодой бакалавр с необычайною ревностью взялся за научную работу. Наука обличительного богословия в то время была не разработана, и Никанору пришлось прокладывать свои новые пути. Талантливый бакалавр блестяще справился с своей задачей, сумел скоро ориентироваться в предмете и заинтересовать им студентов.

Через год преподавательства Никанора, к занятиям его по обличительному богословию были присоединены ещё новые — чтение лекций по введению в православное богословие.

8 декабря 1852 года получил звание магистра.

Иеромонах Никанор, в противоположность обычной системе тогдашнего академического преподавания, в своих лекциях нередко касался современных отрицательных течений, критически разбирая их перед студентами; науке основного богословия он старался дать постановку жизненную, а не схоластическую.

На 1864—1865 годы был вызван в Санкт-Петербург на чреду служения. С 5 ноября 1865 — ректор Полоцкой духовной семинарии.

29 июля 1868 года переведён на ректорство в Казанскую духовную академию. На его долю выпало подготовить казанскую академию к преобразованию по новому уставу 1869 года. С обычным своим административным тактом, ректору Никанору удалось упорядочить ослабевшую в академии студенческую дисциплину и завести новые улучшенные порядки.

10 октября 1869 года Святейшим Синодом по представлению академической конференции ему присуждена ученая степень доктора богословия за сочинение «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве».

25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую епархию.

С 12 декабря 1883 года — епископ Херсонский и Одесский.

20 марта 1886 года возведён в сан архиепископа. В сентябре избран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии. К лету 1887 года он был вызван в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде и заседал в Синоде весь 1887/1888 год, а потом и зимнюю сессию 1888/1889 года.

Но здоровье владыки оказалось уже надломленным. У него развилась болезнь желудка, которая заявляла о себе иногда и раньше. Осенью 1890 года преосвященный ездил в Москву на консультацию к знаменитому доктору Захарьину. Но врачи уже не могли спасти его от поразившей его водянки.

27 декабря 1890 года, около полуночи, скончался; был погребён в Спасо- Преображенском соборе Одессы.

В.В. Зеньковский пишет о его философской деятельности:

«Архиеп. Никанор был чрезвычайно широко и разносторонне образован, много и очень тщательно работал научно, о чем свидетельствует его докторская диссертация. Он следил очень пристально за всеми проявлениями современной культуры, но с особой любовью и поразительной неутомимостью следил он за философскими течениями. Его основная книга по философии носит несколько одностороннее название («Позитивная философия и сверхчувственное бытие», т. I—III – всего 1358 стр. убористого текста), не дающее правильного представления об исключительном богатстве содержания. Книга осталась незаконченной, как свидетельствуют заключительные строки II тома, набрасывающие программу дальнейшего труда (из этой программы только часть выполнена в III томе). Труд архиепископа Никанора написан несколько утомительно: тщательность в разборе различных мелочей или оттенков той или иной идеи мешает читателю следить за главной мыслью автора. Формально книга посвящена гносеологии, но в действительности она содержит в себе богатейшие построения и по онтологии, и по этике, и по антропологии.

Что касается того, чьи влияния более всего сказались на построениях архиеп. Никанора, то, на наш взгляд, они больше всего примыкают к Ф.А. Голубинскому, с которым мы уже знакомы. Лишь отчасти он примыкал к Юркевичу, В.Н. Карпову. Из иностранных философов и богословов архиеп. Никанор больше всего примыкал к Лотце, но, помимо Лотце, он вбирал в себя все существенные построения западной философии. Некоторые черты сходства его системы с системой Мальбранша не настолько решающи, чтобы говорить о влиянии Мальбранша, непосредственное знакомство с которым нигде не обнаруживает себя».

Основные работы архиепископа никанора

  • «Позитивная философия и сверхчувственное бытие (критика на критику чистого разума Канта)», в 3 т. (1875-1888)
  • «Беседа о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии» (1889)
  • «Поучение о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка» (1889)
  • «Поучения, беседы и речи», в 5 т. (1890-1891)
  • «О значении семинарского образования» (1891)

Список очерков о философе

  • Очерк философии. Ч. 1
  • Очерк философии. Ч. 2
  • Апологетика
  • Гносеология
  • Онтологическая гносеология
  • Учение об «эйдосах»
  • Учение о человеке
  • Абсолютное бытие
  • Критика прогресса
  • Критика Толстого. Ч. 1
  • Критика Толстого. Ч. 2
  • Взгляды на отдельные периоды русской истории
  • Преподавательская деятельность
  • Оценка творчества

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.