Философия России

Зеньковский Василий Васильевич

Русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог. (1881-1962)

/
/
Зеньковский Василий Васильевич

«Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном
творческом нашем труде, но в свете Христовом»

В.В. Зеньковский

Василий Васильевич Зеньковский родился 16 июля 1881 г. в городе Проскуров Подольской губернии. Окончил гимназию в Киеве. 

Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. 

В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. 

Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя.

В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского.

В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920— 1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.

В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже.

В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.

С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С июля 1943 года по август 1962 года — вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.

7 января 1944 года возведён в сан протоиерея. В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.

Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Основные работы В.В. Зеньковского

  • «Проблема психической причинности» (1914)
  • «Россия и православие» (1915)
  • «Психология детства» (1923)
  • «Дар свободы» (1928)
  • «О чуде» (1928)
  • «История русской философии» (1948 —1950)
  • «Наша эпоха» (1955)
  • «Русская педагогика в XX веке» (1960)
  • «Н. В. Гоголь» (1961)
  • «Основы христианской философии» (1961—1964)

Список очерков о философе

  • Очерк философии
  • Психология детства
  • Детское мышление
  • Пространственное и временное восприятие
  • История русской философии
  • Специфика русского философствования
  • Онтологизм и антропоцентричность русской философии 
  • Вопрос об оригинальности русской философии
  • Секуляризм 
  • Россия и Европа
  • Свобода
  • Христианство и модерн
  • Православная антропология
  • Проблема воспитания 
  • Основы христианской философии Ч. 1 
  • Основы христианской философии Ч. 2 
  • О церковном национализме Ч. 1
  • О церковном национализме Ч. 2
  • Софиология
  • Гносеология
  • О сопротивлении злу силою Ч. 1
  • О сопротивлении злу силою Ч. 2
  • Украина и Россия Ч. 1
  • Украина и Россия Ч. 2
  • Основные вопросы педагогики
  • Мемуары
  • В. В. Зеньковский и Д. И. Чижевский
  • Еврейский вопрос
  • Воспоминания о Зеньковском

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - философия психологии

В книге обсуждается проблематика философии психологии, развивавшаяся крупнейшими русскими психологами первой половины ХХ в.: Г. И. Челпановым, В. В. Зеньковским, П. П. Блонским, Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном. Анализируется разработка проблем методологии психологического исследования, взаимоотношения мозга и психики, психической причинности, исследуются ранние варианты деятельностного и культурно-исторического подхода в отечественной психологии. В книге показывается современное значение идей, выдвинутых и обоснованных в российской философии психологии этого времени.

Перейти в раздел Философия России