Философия России

Вышеславцев Борис Петрович

Русский философ, религиозный мыслитель, магистр государственного права, профессор Московского университета. (1877-1954)

/
/
Вышеславцев Борис Петрович

«Человек и человечество есть бесконечная потенция, или потенциальная бесконечность. Никто такой бесконечности, точнее, такого порыва в бесконечность у человека отнять не может: он ставит себе цели, достигает и сейчас же видит недостигнутое, выходит за пределы достигнутой цели, ставит себе новую и т. д. в бесконечность. Его желание всегда больше всякой достигнутой величины, оно «потенциально-бесконечно»»

Б.П. Вышеславцев

Борис Петрович Вышеславцев родился 11 ноября 1877 г. в Москве.

В 1895 году с отличием закончил 3-ю московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания которого с отличием в 1899 году начал вести адвокатскую практику. В 1902 году он расстался с адвокатурой и сосредоточился на научно-философской работе. Стал членом кружка П. И. Новгородцева, под руководством которого начал готовиться к профессорскому званию в области философии.

В 1908 году сдал магистерский экзамен и был командирован за границу, где без перерыва провёл три года, в Марбурге посещал лекции Г. Когена и П. Наторпа, тесно общался с Н. Гартманом, работал в библиотеках Гейдельберга, Рима, Парижа. Затем, с перерывами, жил за границей ещё два года.

По возвращении в Россию Вышеславцев с 1911 года читал лекции по истории философии права в Московском университете; в Коммерческом институте и в университете Шанявского читал общую теорию права, историю политических учений и государственное право.

В 1914 году Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию на тему «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», которая была издана в виде книги.

С 1917 года — профессор философии права Московского университета. После революции он участвовал в работе Вольной академии духовной культуры в Москве, где сблизился с Н. А. Бердяевым.

В 1922 году Вышеславцев эмигрировал из России в Германию, в Берлин, где до 1924 года преподавал в основанной Н.А. Бердяевым «Религиозно-философской академии», затем вместе с Академией переехал в Париж.

В 1927—1943 годах профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, где преподавал историю новой философии и нравственное богословие. Принимал участие в организации издательства YMCA-Press (Париж). C 1925 года — один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь».

Знакомство с К. Г. Юнгом привело Вышеславцева к увлечению психоанализом, что отразилось в его главном философском труде «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати» (1931).

Во время Второй мировой войны Вышеславцев переехал в Германию.

После войны, спасаясь от французского суда, он был вынужден перебраться в Швейцарию

В 1950-е годы сотрудничал с Народно-трудовым союзом (НТС).

Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954 года.

Основные работы Б.П. Вышеславцева

  • «Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914)
  • «Русская стихия у Достоевского» (1923)
  • «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929)
  • «Христианство и социальный вопрос» (1929)
  • «Этика преображенного эроса» (1931)
  • «Кризис индустриальной культуры» (1953)
  • «Вечное в русской философии» (1955)
  • «Философская нищета марксизма» (1957)

Серия книг «Философия России» - Б.П. Вышеславцев

Том посвящен замечательному отечественному философу, блестящему представителю русского Ренессанса начала ХХ века — Борису Петровичу Вышеславцеву (1877–1954). Высланный из страны в 1922 году, он посвятил свою творческую деятельность дальнейшему развитию русской религиозно-философской традиции, живо откликался на события современности, выступал с непримиримой критикой тоталитарной советско-большевистской системы, культуры индустриализма, подчиняющего человеческую жизнь машине и бюрократии. В статьях сборника отражены самые различные грани творческой деятельности мыслителя.

Книга ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся философскими исканиями отечественных мыслителей первой половины ХХ века.

Поделиться:

Философия россии первой половины XX Века

Голосовкер Яков Эммануилович

Голосовкер Яков Эммануилович

Русский и советский философ, писатель, переводчик.
Архиепископ Никанор (Бровкович)

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, философ. Доктор богословия.
Эрн Владимир Францевич

Эрн Владимир Францевич

Русский философ и публицист начала XX века.
Юркевич Памфил Данилович

Юркевич Памфил Данилович

Российский философ, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.
Чичерин Борис Николаевич

Чичерин Борис Николаевич

Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.
Чернышевский Николай Гаврилович

Чернышевский Николай Гаврилович

Российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель.
Хомяков Алексей Степанович

Хомяков Алексей Степанович

Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства.
Федотов Георгий Петрович

Федотов Георгий Петрович

Русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.
Трубецкой Сергей Николаевич

Трубецкой Сергей Николаевич

Русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, профессор и ректор Императорского Московского университета.
Страхов Николай Николаевич

Страхов Николай Николаевич

Русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1889).