Философия России

Голосовкер Яков Эммануилович

Русский и советский философ, писатель, переводчик. (1890-1967)

/
/
Голосовкер Яков Эммануилович

«Философия – это искусство, весьма своеобразное и не легко раскрываемое, но — не наука»

Я.Э. Голосовкер

Яков Эммануилович Голосовкер родился 4 сентября 1890 г. в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Императорского университета св. Владимира в Киеве (1913), но дипломные работы писал одновременно по филологическому и философскому факультетам, о поэзии Сапфо и философии Риккерта. Ещё студентом начал переводить древнегреческих поэтов (ученик профессора А. И. Сонни). Издал сборник стихотворений «Сад души» (Киев, 1916). После окончания университета работал директором Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке в Москве.

В 1919—1920 годах был направлен А. В. Луначарским в Крым для обеспечения охраны памятников культуры.

По возвращении читал лекции по античной культуре в различных вузах столицы, в том числе — по приглашению В. Я. Брюсова в созданном им Высшем литературно-художественном институте и во Втором МГУ. В конце 1920-х годов слушал в Берлине лекции знаменитого филолога-античника Виламовиц-Мёллендорфа. В 1930-е годы занимался переводами для издательства «Academia» древнегреческих лириков, немецких романтиков, переводит Ф.Ницше, впервые переводит на русский язык роман Ф. Гёльдерлина «Гиперион», трагедию «Смерть Эмпедокла», трагедии К.Граббе, писал работы по философии, теории перевода, истории литературы, художественные произведения. Был близок с В. В. Вересаевым, Б. И. Ярхо, С. Кржижановским. В 1925— 1928 годах Голосовкер работал над романом «Запись неистребимая».

В 1936 году Голосовкер был арестован, три года провёл в лагере в Воркуте, затем, в 1939—1942 годах — в ссылке в городе Александров под Москвой.

В конце войны вокруг Голосовкера сложился кружок переводчиков античной лирики, куда входили Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Илья Сельвинский и другие. В 1940-50-е года активно вел работу по подготовке антологии переводов древнегреческой и римской поэзии. Умер 20 июля 1967 года в Москве.

О творчестве Голосовкера хорошо пишет В. Зелинский в статье «Между титаном и вепрем (памяти Я.Э. Голосовкера)». Приводим выдержки оттуда:

«Трудом жизни Якова Эммануиловича Голосовкера было созидание Знания. Знанию как-то мало было заявить о себе лишь буквами на бумаге или преподноситься лекцией в академическом зале. Оно было для него одушевленным существом, способным к перевоплощению, требовало для себя пластической формы, нуждалось в красоте. Все прочее – написанное или задуманное – было или же могло стать живыми столпами его святилища, созданного, как он любил говорить, «смыслообразами». Так, его Сказания о титанах, вовсе не родились ради еще одного изложения известных мифов с целью просвещения детей старшего возраста; это извлеченный из архаики героический эпос, воссозданный на основе немногих уцелевших фрагментов. Так и могучая составленная им Антология античной лирики, размышления-изыскания о Гёльдерлине или разгадывание повести Лермонтова были значимы для него не столько сами по себе, сколько как составные, хотя и вполне самостоятельные части единой картины его, авторского, мира, в которой все они плотно и органически прилегают друг другу. В каждой из этих частей философ узнает и открывает себя в избранном им герое, потому что только «он знаток… той эссенции, которую изготовляет» (комментарий к драме Гельдерлина Смерть Эмпедокла).

Вершиной, главенствующим смыслом этого мира было самопознание мысли в себе и в других, т.е. рождение Философии. Но мало было только воспроизвести ее на свет, т.е. заключить в теоретические труды; ее еще нужно было вольно и широко разместить в обществе избранных и родственных душ. Такое общество надо было самому построить, оградить от других, скрепить единым, созидательным замыслом. Отсюда – все его экскурсы в исследования, комментарии, переводы, где под чужими именами и ликами обитала его, Голосовкера, мысль, на которую ему так и не хватило жизни. Он был «из тех, которым не надобно миллионов» (положения, славы, семейного очага и т.п.), «а надобно мысль разрешить». Скорее самой его мысли необходимо было разрешиться от бремени, причем не только в трактатах, но и в в стихах, переводимых им лириках, в титанах, столь на него похожих, в сказаниях его жизни. Ничуть не умаляясь в своей культурной или имагинативной реальности, они служили и общему философскому делу. На его пиру они творили мысль вместе с мыслителями самого высокого ранга.

«Когда мы, однако, философствуем? – спрашивает Хайдеггер. – Очевидно тогда, когда вступаем в беседу с философами» (Was ist das – die Philosophie?). Но если для непосвященных эта беседа – только более или менее интересная «история философии», то для самих философов она имеет смысл как увлекательнейшее и диалектическое освобождение окончательной истины из-под спуда всяких шифров, софизмов и умозрительных заблуждений. Тот, кто открывает для себя философскую истину объяснит нам, о чем они говорят. По сути, они говорят друг другу о том, как мы, философы, заблуждаемся. Точнее, как заблуждаются они. Ибо истина – это не памятник культуры и тем более не почетный музей многих каменных изваяний, истина – путь, и завершает его тот, кто увенчивает умозрения других и объявляет, что цель достигнута.

Наверное, еще с юности Голосовкер был убежден, что принадлежит к этим посвященным, что рано или поздно, но скажет и он свое последнее освобождающее слово, и прочие небожители мысли выслушают его как равного. Это убеждение, должно быть, жило в его сознании еще до того, как он написал первую строчку. И когда рукописи его горели в огне, костенели в хранилищах, растаскивались по чужим страницам и идеям, он едва ли до самого конца отказывался верить, что эти враждебные стихии: огонь, забвение, житейские горести или чужие корысти – и в самом деле сумеют окончательно сжечь, стереть ту радостную неоспоримую правду, которая так повелительно созидалась в его душе.

Есть авторы, что подобны примечаниям на полях своих книг. Или послесловиям, подписанным именами-тяжеловесами, которых никто не читает; самое интересное уже сказано. Но есть авторы (их куда меньше), сочинения которых – только введение в науку или в драматическую фабулу их личности. Что бы они ни написали, они всегда крупнее, неожиданнее, загадочнее ими созданного. Таким был и Яков Эммануилович Голосовкер. «Его учение было его поведением, а не книгой» (Оргиазм и число), сказано им о Сократе, но на самом деле о себе самом. Он недаром мыслил о себе как о персонаже героического, на высоких подмостках разыгранного мифа. Но такого героя нельзя сыграть, им надо родиться».

Основные работы Я.Э. Голосовкера

  • «Лирики Древней Эллады в переводах русских поэтов»
  • «Сказания о титанах»
  • «Поэтика и эстетика Гельдерлина»
  • «Достоевский и Кант»
  • «Логика античного мифа»
  • «Имагинативный абсолют»

Список очерков о философе

  • Имагинативный абсолют
  • Понятие абсолюта
  • Миф как воплощение абсолюта
  • Логика мифа
  • Мифический анализ мифа
  • Язык Голосовкера
  • Сказания о титанах
  • Достоевский и Кант. Ч. 1
  • Достоевский и Кант. Ч. 2
  • Миф моей жизни. Ч. 1
  • Миф моей жизни. Ч. 2
  • Поэтика и эстетика Гельдерлина
  • Категория интересного
  • Некролог

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - Я.Э. Голосовкер

В данной книге представлены биография и динамика (сквозные темы и смыслы) творчества русского философа Якова Эммануиловича Голосовкера. Его труды по философии языка, проблемам творческого воображения, философии, религии и культуры не потеряли своей актуальности и сегодня. Авторы книги показывают, что особую значимость приобретают сегодня эпистемологические идеи Голосовкера, который поставил перед собой задачу раскрыть существо и механизм мышления; не мышления вообще, не «аристотелевского», а мышления особого: творческого. Его философский язык не только глубоко индивидуален, поэтому авторы тома ставят задачу приблизить сквозные смыслы философии Голосовкера к философскому опыту и философскому языку нынешнего времени. Тем более что обнаружение этих философских созвучий небесполезно для понимания наших сегодняшних теоретических и жизненных проблем.

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.