Петр Щедровицкий

Программа работ для серии игр "Технологии мышления"

Щедровицкий П.Г. Программа работ для серии игр "Технологии мышления" // Материалы к программе разработки «Технологий мышления». Выпуск 1. М.: CORVUS, 2018. С. 8-14.

/
/
Программа работ для серии игр «Технологии мышления»

Методологическая конференция «Технологии мышления», http://www.fondeD.rU/Droiects/conference/2013/l

Оглавление:

Прежде всего я хочу подчеркнуть, что сквозная тема для четвертой серии игр деловой сети школы культурной политики, которая начнётся в следующем году, определена, объявлена и меняться не будет.

Теперь я бы хотел отметить границы и внутреннюю структуры пространства нашей совместной работы по подготовке к проведению серии. Здесь можно выделить пять основных направлений:

1. Историческая реконструкция

Для меня лично чрезвычайно важен такой тип работ, как историческое исследование или, как любил говорить Георгий Петрович Щедровицкий, «историко¬критическая реконструкция» основных линий и этапов Технологического развития мышления. Речь идет о реконструкции истории формирования и использования основных технологии мышления или истории мышления, понятой как история разработок, реализаций и смены технологических платформ мышления.

При этом здесь я продолжаю основные идеи Георгия Петровича и считаю, что мышление является популятивным образованием. Это значит, что мышлений несколько, и пытаться свести все наши представления о мышлении к какой-то одной концепции, одному типу мышления или к одной технологической платформе, не очень эффективно. Я опираюсь здесь на размышления Георгия Петровича о методологическом мышлении, в рамках которых он утверждал, что базовые технологемы, технологии, платформы мышления — исторически складываются, какое- то время доминируют, потом уходят на переферию сферы мышления, приобретают, если пользоваться биологическими понятиями, «рецессивный» характер. И мы можем сегодня, проведя «археологические раскопки», обнаружить целые пласты технологий мышления, которые находятся на заднем плане или в фундаменте коллективной мыслительной деятельности.

Я считаю, что продуктом этой работы по исторической реконструкции должна стать таблица, о которой я говорил с Вадимом Марковичем Розиным: несколько технологических платформ с их основными характеристиками и возможность сравнения этих платформ друг с другом. Я считаю, что если мы выпустим через несколько лет коллективную монографию, либо кто — то другой, вдохновившись этой идеей, сможет написать, что — то индивидуальное, то это будет очень продуктивно.

2. Построение оргдеятельно - деятельностного представления о технологиях мышления:

Второй момент. Я считаю, что эта работа, даже проведенная в общих чертах, может позволить нам построить исходное организационно — деятельностное представление о «технологии мышления». Почему организационно — деятельностное? Потому что, используя это представление, нам нужно будет построить (или артикулировать на базе имеющихся разработок) одну или несколько новых технологий мышления. Почему исходное? Потому что оно будет меняться по мере нашего погружения в тему и осуществления по этой схеме определённого круга работ.

Конечно же, можно начать, как это уже предложил нам Дмитрий Бахтурин1, с заимствования подобной организационно — деятельностной схемы (представления) из истории инженерии и в дальнейшем использовать её в качестве прототипа для рассмотрения технологий мышления.

  1.  http://youtu.be/ig7-1YnMhS0; http://www.fondgp.rU/projects/conference/2013/mat/1/Bahturin.ppt Доклад Дмитрия Бахтурина на конференции по технологиям мышления 30 мая 2013.

Это — возможный допустимый ход. Хотя, без исторического исследования, которое в частности должно проблематизировать возможности заимствования оргдеятельностных схем, задающих понятие «технологии» и «технологизации», может столкнуться с трудностями, о которых сегодня сказал Михаил Флямер2. А именно: эта оргдеятельностная схема, заимствованная из инженерии, будет настолько неадекватна по отношению к задаче технологизации мышления, что мы на первой же игре благополучно стукнемся носом об землю. Но в рамках методологического проектирования и планирования рабочего процесса в ходе нашей серии игр можно действовать и таким образом.

2. http://youtu.be/-NpO1aDYNM0 ; http://www.fondep.ni/projects/conference/2013/mat/1/Flyamer.pvtx

Выступление Михаила Флямера на конференции по технологиям мышления 30 мая 2013 года.

Если у вас есть трудности с историческим видением и пониманием развития сферы мышления, то вы будете вынуждены использовать те представления о технологиях, которые можно взять из других практик. Поэтому я предполагаю, что на первых играх произойдет содержательное столкновение между группами, которые идут от известного, заимствованного из других практик представления о технологии и вынуждены будут проблематизировать его возможность применяя к мышлению, и теми группами, которые идут от известных, заимствованных из философии, психологии или социологии представлений о мышлении и проблематизируют его, сталкиваюсь с задачей прорыва к технологическим формам его (мышления) организации.

3. Анализ потребности в технологиях мышления по ключевым практикам

Третий момент. Безусловно, я считаю, что нам необходимо провести анализ ключевых социальных практик на предмет их запроса или «заказа» на технологии мышления. Нам придется стать тем самым Биллом Гейтсом, который вместо того, чтобы тратить свой заработок на прыжки с парашютом или прогулки на яхтах, просиживал штаны в приёмных крупных компаний, являвшихся заказчиками на следующий шаг развития данной технологической платформы, кристаллизуя в коммуникации с ними, в первичных разработках этот заказ или техническое задание на следующий шаг.

С моей точки зрения 21 век будет веком, когда разделение труда и технологизация перекинутся на интеллектуальные виды деятельности. В этом плане хорошо было Форду: он технологизировал достаточно простой процесс сборки автомобиля, имея твёрдое 2D-изображение, проект и чертежи самого автомобиля как продукта, который нужно получить. Сегодня, когда речь идёт о создании, скажем, самолёта из композитных материалов, это уже более сложная конструкция, потому что материал изготавливается вместе с объектом, и качества материала должны быть учтены при проектировании изделия. И в зависимости от возможности совершенствования материалов, которые мы используем, мы меняем наше видение конечного продукта, то есть летательного аппарата. Но в этом примере мы имеем дело с достаточно простым продуктом.

Мы говорим с Вами о технологизации исследовательской деятельности, проектирования, логистики, управления, работ по стандартизации, коммуникационных процессов, то есть о довольно сложной мыследеятельностной реальности. Поэтому выяснить тем или иным способом у передовых представителей практических областей, в каких технологиях они нуждаются — чрезвычайно важная задача. Я не понимаю значение списка о сорока двух технологиях мышления, который присутствует в открытых источниках, но подобный список, в данном случае наш собственный, необходим и должен разрабатываться параллельно с решением двух задач, которые были названы выше.

4. Технологическая рефлексия опыта ММК

Четвёртый момент заключается в том, что нам нужно провести технологическую рефлексию опыта ММК. При всём уважении к Вам, Борис Васильевич Сазонов, мне кажется, что Вам не удалось донести до собравшихся результаты Вашей технологической рефлексии «проектирования»3. Проектирования в смысле Московского методологического кружка, или проектирования в Вашей авторской версии. Здесь я бы не делал сильного разделения. Понятно, что представление о проектировании, разработанные в ММК, во всяком случае, по моей памяти — на основе моего поверхностного знакомства с работами шестидесятых годов, отличается от других представлений, которые были разработаны и присутствуют в других школах, например, от идей Акоффа, а значит и технологические представления о проектировании отличаются от технологического представления о проектировании, которое есть в других направлениях. Однако проделать такую работу, в том числе в сопоставлении с другими школами мысли, очень важно.

3. https://www.youtube.com/watch?v=mbC9goP2v5w — Выступление Бориса Васильевича Сазонова на конференции по технологиям мышления 30 мая 2013 года

Мы с вами делали несколько попыток такой работы. Вы наверняка помните, что была большая дискуссия перед XIII Чтениями. В ходе подготовки я попросил двадцать человек написать список технологий, разработанных ММК. Исходный список был достаточно широким (было предложено около 20 вариантов) — от технологий рефлексии и схематизации, до предложения рассматривать в качестве технологии мышления версию системного подхода ММК. Задание было проделано и списки хранятся в архиве Фонда.

Данилова: Они висят на сайте Фонда4.

Щедровицкий: Висят. Потом были Чтения5, в рамках которых мы на основе этого экспертного опроса и предварительных обсуждений остановились на анализе трех технологий: проблематизации, онтологизации и схематизации.

4. http://www.fondgD.ru/proiects/cht-2009/1 — сокращенный перечень технологий мышления по итогам интервью;

http://www.fondgp.ru/lib/chteniva/xiii/mat/cht-2007 — ответы на опрос по технологиям мышления

5. http://www.fondgD.ru/lib/chteniva/xiii/materials — стенограммы XIII чтений

5. Анализ программ технологизации мышления в других школах и направлениях

Пятый круг вопросов заключается в том, что нам нужно было проанализировать опыт и программы технологизации мышления в других школах и направлениях. В том числе я считаю, что этот анализ нужно дополнить включённым наблюдением (есть вероятность проведения тренингов под рубрикой технологий мышления или других технологий, связанных с интеллектом, визуализацией и дизайн-мышления)
Это позволит дополнить работу по анализу и технологической рефлексии опыта ММК компаративными исследованиями, учитывающими практики и опыт других школ. Было бы здорово сопоставить технику визуализации по Дэну Роэму6 и технику схематизации в ММК, после чего, на основе результатов, создать матрицу сопоставлений или таблицу.

6. Дэн Роэмобладатель ученой степени в области изобразительного искусства и биологии, автор двух мировых бестселлеров «Визуальное мышление. Как «продавать » свои идеи при помощи визуальных образов» и «Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем». Первый признан лучшей инновационной книгой года и занимает 5-е место в топе продаж Амазона в категории бизнес-литературы.

Дэн является основателем консалтинговой компании Digital Roam Inc и помогает руководителям и топ-менеджерам решать сложные задачи, используя визуальное мышление. В числе его клиентов значатся такие компании, как Google, eBay, Microsoft, Boeing, Intel, Cisco, IBM. Дэн Роэм оказывал консультационные услуги даже Военно-морским силам США. После блестяще подготовленной им презентации по системе здравоохранения в Штатах был приглашен агентством по коммуникациям Белого Домаучаствовать в дискуссии по визуальному мышлению. http://www. mann-ivanov-ferber.ru/authors/danroam/

Если эти работы будут проделаны или хотя бы намечены в общих чертах, то таким образом будет заложена основа для проектирования серии игр. В связи с этим понадобится ещё один маленький сюжет: он должен быть связан с анализом форм ОДИ, который можно заимствовать в качестве puzzles для возможного решения этой достаточно сложной задачи.

Это уместно к вопросу Сазонова или к реплике Сазонова по поводу того, будем ли мы в игре обсуждать представления или все же будем делать технологию. Есть игры, которые имеют большую обсуждательную часть (как, например, онтологическая серия), а также игры рабочие, в которых надо сделать технологию. Кроме того, Вера предложила игру с «кроликами», подразумевая под «кроликами» нас самих.

Данилова: В первую очередь — да.

Щедровицкий: Да. Это, конечно, другой набор прототипов и игровых монтажных элементов, которые имеет смысл использовать при дальнейшем проектировании (рис. 1).

Поэтому с учётом всего этого я предлагаю перейти от слов к делу и, возможно, в сентябре или октябре провести повторное обсуждение этой темы, но чётко двигаясь по этой логике, то есть инвентаризируя и представляя проделанную в этих направлениях работу.

Я могу и сам придумать программу серии игр, но если мы хотим действительно получить в итоге совместный продукт, то предлагаю попробовать построить МД-машину по его получению, и не на самих играх, а по возможности до начала серии.

Поделиться:

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.