Философия России

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России, ординарный академик Санкт-Петербургской академии наук. (1863-1919)

/
/
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

«Господь всемогущий! Дух святый и Всесильный,

Разреши мои сомнения И откройся мне.

Или погрузи ум мой в нирвану бытия

И не стращай его снятием истины;

И оглуши его ударом грома,

Чтобы не мучиться ему желанием

Услышать то, чего не слышишь.

И ослепи его Ты молнией с небес,

Чтобы тщетно не напрягать ему зрение

В безысходной тьме.

Песчинка на дне морском — могу ли я

Приподняться над волной на чистый воздух,

Чтобы узнать лучи божественного солнца?!

Которые слились надо мной непроглядной тьмой.

Разверзни их и освети меня лучами твоей святости.

На миг мне дай полнейшего сознанья,

И я паду перед Тобою ниц»

Молитва, написанная А. С. Лаппо-Данилевским в юности

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский родился 15 (27) января 1863 г. в имении Удачное при селе Мало-Софиевке Гуляйпольской волости Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Его отец — Сергей Александрович Лаппо-Данилевский, был уездным предводителем дворянства, таврическим вице-губернатором; мать – Наталья Фёдоровна, урождённая Чуйкевич, происходила из дворянской семьи. Культурная обстановка состоятельной и образованной семьи позволила развиться блестящим разносторонним способностям ребенка. Он получил хорошее домашнее образование, проявив равные склонности как к гуманитарным наукам, музыке, так и к математике. Около полутора лет семья Лаппо-Данилевских провела в Швейцарии. По возвращении на Родину он поступил в Симферопольскую гимназию, курс которой окончил в 1882 г. с золотой медалью.

На мировоззрении молодого человека сильно отразился его глубокий интерес к религии и философии. Как отмечал Гревс, Александр Сергеевич с ранней юности сильно и глубоко был проникнут «религиозностью, не ходячею, поверхностною, а глубокою, постоянно владевшую им мыслью о Боге, неослабном стремлении озарить повседневность образами высшего, вечного, встать под покровительство абсолютного начала». Подобная установка для второй половины атеистического XIX века была нетипичной. Постоянный глубоко интимный интерес к идеальному способствовал формированию Лаппо- Данилевскому в итоге как историка-неокантианца.

Для времени формирования исторического мировоззрения Лаппо-Данилевского было характерно господство позитивизма. По труду Льюиса юноша знакомится с философией Конта и Милля, а под влиянием Тейлора, Спенсера и Грота обнаруживает склонность к изучению первобытной культуры и античного мира. Осенью 1882 г. Лаппо- Данилевский поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. По словам Гревса, «с самого начала основным центром его занятий стала русская история, хотя не забывались и другие, уже сделавшиеся любимыми области: история всеобщая, философия, археология…». В 1886 году Лаппо-Данилевский окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1890 году защитил магистерскую диссертацию «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований».

С 1890 Лаппо-Данилевский являлся приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Читал курсы по русской истории и историографии. Вёл семинары по дипломатике частных актов, теоретическим проблемам исторического источниковедения, философским проблемам общественных наук («Основные проблемы обществоведения», «Систематика социальных явлений разных порядков», «Практические занятия по теории эволюции в применении к обществоведению и истории», «Критический разбор главнейших учений о случайности», «Критический разбор главнейших учений, касающихся проблем чужого я» и др.). С 1906 вёл обязательный курс «Методология истории». В 1891—1905 также экстраординарный профессор Петербургского историко-филологического института; работал в Тенишевском училище, вёл специальный курс по истории первобытной культуры человека в частной гимназии Л. С. Таганцевой.

Лаппо-Данилевский также вел активную общественную деятельность. С 1915 — член Русского исторического общества, в 1916 стал одним из учредителей и председателем Русского социологического общества. С 1917 — председатель Союза российских архивных деятелей, был сторонником масштабного реформирования архивного дела. Член Международного союза академий, председатель отдела культурных связей Русско-Английского общества. Был председателем исполнительного комитета по организации Международного исторического съезда в Петрограде в 1918, не состоявшегося из-за гражданской войны.

Александр Сергеевич придерживался либеральных политических взглядов. В 1905, вместе с академиком А. А. Шахматовым составил записку «О свободе печати», принятую общим собранием Академии наук 12 марта 1905. В 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, принадлежал к левой группе членов совета, был близок к конституционным демократам. В том же году отказался от этой должности. В 1917 был членом комиссии по выработке избирательного закона в Учредительное собрание. Крайне тяжело воспринял большевистскую революцию и гражданскую войну.

В короткий послеоктябрьский период Лаппо-Данилевский, как и многие его коллеги по Петербургской школе, активно занимается архивной деятельностью. Он становится председателем Союза российских архивных деятелей (1917-1918 гг.). Его выступления и записки по архивному делу рисуют широкую программу реформ.

7 февраля 1919 г. Лаппо-Данилевский умирает в холодном и голодном Петербурге от заражения крови. Эту смерть его ученик А.Е. Пресняков связывал с распадом и гибелью старой научной культуры в послереволюционную эпоху: «Обстановка военного времени, а затем революционного кризиса глубоко потрясла развитие той научной культуры, которой видным носителем и активным деятелем был А.С. Лаппо-Данилевский. Буря революции не вывела А.С. Лаппо-Данилевского из научной, академической сферы. Но крайне тяжело переживал он распад той культуры, которая его вскормила, и подрыв многого в той традиции, которая при всей ее исторической условности была носительницей дорогих ему «абсолютных ценностей»… Носитель глубоких культурных традиций не вынес их трагической ломки». По замечанию И. М. Гревса, «может быть, смерть его, неожиданная и преждевременная, явилась протестом против свершавшегося, разливавшегося кругом зла, мрака, невежества, хаоса, насилия, кровопролития».

Основные работы А.С. Лаппо-Данилевского

  • «Скифские древности» (1887)
  • «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований» (1890)
  • «Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II» (1898)
  • «Основные принципы социологической доктрины О. Конта» (1902)
  • «Петр Великий — основатель Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге» (1914)
  • «Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен Смуты до эпохи преобразований» (1914)
  • «Методология истории» (1910-1913)

Список очерков о философе

  • Психологический портрет
  • Становление Лаппо-Данилевского как ученого
  • Проблема эмансипации личности
  • Деятельность в русском социологическом обществе им. М.М. Данилевского
  • «Методология истории»
  • Лаппо-Данилевский и Милюков
  • Рецепция творчества
  • Университетская среда
  • История русской общественной мысли и культуры

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - Методология истории

Настоящий том, выпускаемый в серии «Философия России первой половины XX века», посвящен творчеству 4-х выдающихся методологов истории конца 19 — нач 20 в. — Николая Ивановича Кареева (1850-1931), Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919), Дмитрия Моисеевича Петрушевского (1863-1942) и Вениамина Михайловича Хвостова (1868-1920), которые выступили создателями оригинальных концепций методологии истории («теории исторического знания», «теории методологии истории», «логического стиля исторической науки», «теории исторического процесса»). Труды Н. И. Кареева, А. С. Лаппо-Данилевского, Д. М. Петрушевского, В. М. Хвостова представляют научную ценность для различных областей социально-гуманитарного знания: истории, социологии, социальной психологии, истории политической и правовой мысли.

Книга адресована широкому кругу читателей.

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.