Философия России

Гессен Сергей Иосифович

Русский философ-неокантианец, педагог, правовед, историк педагогики, литературовед, публицист, соредактор журнала «Логос». (1887–1950)

/
/
Гессен Сергей Иосифович

Биографический очерк

«Говоря грубо, нас обступает сейчас гораздо больше соблазнов внешней культуры, и потому нам сейчас труднее быть свободными личностями, чем нашим предкам. Поэтому в смысле достигаемого отдельными людьми результата мы действительно имеем иллюзию постоянного, как бы на месте стоящего борения, напоминающего подъём и падение волн вечно волнующегося океана. Но в глубине, под этим вечным и однообразным волнением, философ по праву видит непрерывно ширящееся в своей силе и объёме течение, рост свободы – усиление центростремительной силы в человеке, проявляющееся в усложнении встающего перед личностью долга, тех задач, которые ей предстоит решить своими свободными действиями. Возвращаясь опять к нашему сравнению, мы можем сказать, что, если степень отклонения нашего фактического поведения, уподобленного нами пунктиру, от той непрерывной идеальной линии, которую вычерчивает нам долг нашей личности, то увеличивается, то уменьшается, то остаётся себе равной, – сама эта идеальная линия нашего долга усложняется с течением времени, принимает всё более сложные и труднее поддающиеся рациональной формулировке очертания. В этом усложнении «индивидуального закона» личности, непрерывно совершающегося в глубине, тогда как на поверхности мы видим вечное волнение тех же её подъёмов и падений, и заключается рост человеческой свободы и личности, т. е. развитие нравственности.»

Гессен С. И. «Основы педагогики»

Сергей Иосифович Гессен – русский философ-неокантианец, педагог, правовед, историк педагогики, литературовед, публицист, соредактор журнала «Логос». В «Словаре профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917)» его достижения описываются следующим образом: «Педагогические идеи Гессена получили всемирную известность, использовались для организации образовательного процесса в ряде стран. В центре его внимания были вопросы этики и философии воспитания, а также развитие идей социальной педагогики. Являлся одним из создателей сравнительной педагогики. Исследовал историю развития отечественной педагогики в XX в. Критиковал идею огосударствления образования и введение принципа партийности».

Сын Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, общественного и политического деятеля, правоведа и публициста. Родился 16 (28) августа 1887 г. в Усть- Сысольском уезде в городе Усть-Сысольск, умер 2 июля 1950-го в польском городе Лодзь. Будучи внебрачным сыном от православной женщины Анны Ивановны Макаровой (дочери хозяина квартиры, в которой И. В. Гессен жил, отбывая ссылку в Усть-Сысольске) в 2 года был взят в семью Гессена, в 9 лет усыновлен официально.

Не будет ошибкой сказать, что решающее влияние на формирование интереса юного Сергея к правовой проблематике играла атмосфера, царившая в доме его отца – выдающегося российского юриста еврейского происхождения, главного редактора (наряду с Н. И. Лазаревским) юридического журнала «Право» (1898–1917) И. В. Гессена (1865–1943). Дадим слово его ученику, одному из крупнейших зарубежных историков русской философии А. Валицкому (1930–2020):

«Сергей постоянно помогал отцу, читая корректуры «Права», что сильно повлияло на развитие у него интереса к праву и вообще на его мировоззрение. Квартиру его отца, соседствовавшую с редакцией «Права», часто посещали члены редколлегии и ведущие авторы, такие как В. Набоков, П. Милюков, Л. Петражицкий, А. И. Каминка и другие. Конечно, Сергею много дали встречи и беседы с этими людьми. Помимо отца он многим был обязан своему дяде, Владимиру Гессену, одарённому ученому-правоведу, позднее выдающемуся деятелю кадетской партии».

Сергей Гессен учился с 1896 г. в 1-й СПб гимназии (исключен 1904 за принадлежность к «СПб комитету Северного союза средних учебных заведений»), в 1905 получил разрешение сдать экзамен на аттестат зрелости за полный курс гимназии. Обучался на философских отделениях в Гейдельбергском (1905-1906) и Фрейбургском (1906-1909) университетах у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта. Под руководством последнего защитил докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности» (1909), в которой были развиты идеи Г. Риккерта, высказанные им в учении о «границах естественнонаучного образования понятий». В 1909 году Гессен входил в «гейдельбергское философское содружество», объединявшее немецких и русских философов-неокантианцев (таких, как Р. Кронер, Г. Мелис, Н. П. Бубнов, Степун), и участвовал в издании в Лейпциге сб. «Vom Messias: Kulturphilosophische Essays» («О Мессии»); высказанные здесь идеи стали основой программы культурно-философской деятельности, которая была реализована в процессе создания международного журнала по философии культуры «Логос», выходившего в России в 1910-1914 годы. Гессен принимал деятельное участие в редакционно-издательской работе журнала. По воспоминаниям Ф. Степуна, «сложный план международного “Логоса” вырабатывался нами совместно, но душою всей этой затеи был, бесспорно, Гессен. Идея воплощения вечного Логоса философии в многоязычном журнале увлекала его своею новизною и красотою… Работать с С. И. было очень легко: во-первых, потому, что он никогда не отказывался от работы, а брал главную тяжесть на себя, а во- вторых, потому, что не лишённый некоторой хорохористости, он был очень отходчив и добр самою настоящей добротой». По замыслу основателей, издание журнала «Логос», название которому дал Риккерт, а подзаголовок («Международный журнал по философии культуры») – молодые инициаторы проекта, должно было привести ни больше ни меньше как к появлению философски фундированного нового мировоззрения, новой «системы» и даже новой «философской культуры», затрагивающей и сердца и умы людей. Обратимся к работе Гессена «Моё жизнеописание» (1947):

«Из моих друзей и коллег по учебе упомяну здесь Р. Корнера и Г. Мелиса. В 1908 г. мы организовали философский кружок, в который входил тогда и наш профессор Риккерт. Не раз я устраивал там дискуссии. Главной темой наших бесед были проблемы гносеологии. Кроме философии Баденской школы, мы основательно изучали Марбургскую школу (Коген, Наторп, Кассирер), а также логику Гуссерля. Позднее вошли также Ф. А. Степун и Б. Яковенко. Здесь возникла мысль об издании «Логоса».
В Москве я прочёл доклад в философском кружке, собравшемся вокруг М. К. Морозовой, и стал действительным членом редколлегии издательства «Мусагет», в котором выходил «Логос». Часто бывая в собраниях «Мусагета», я встречал представителей символизма, с которыми подружился, особенно с А. Белым и Э. Метнером. В то время я изучал сочинения Бергсона «Время и свобода воли» и «Введение в метафизику», которого я перевёл на русский язык. Изучал я также L’identite et realite («Тождественность и действительность») Мейерсона, о котором написал большую статью, переведенную затем по просьбе автора на русский язык. Начал я заниматься и русскими философами: В. Соловьёвым, А. Введенским, Н. Лосским, И. Лапшиным, которых в то время совершенно не знал. Кроме того, я написал две статьи и серию рецензий для двух номеров «Логоса», а также много других статей и рецензий для газеты «Речь», главными редакторами её были П. Н. Милюков и мой отец. В начале этого плодотворного периода Жуковским, с которым я позднее подружился, был издан мой перевод «Философии истории» Г. Риккерта. <…>

… с 1910 по 1914 г., я сновал между Петербургом и Москвой (по поводу «Логоса»), ездил во Фрейбург и Швейцарию, где в основном жила моя жена с ребёнком и куда я приезжал надолго во время каникул. Летом 1910 г., кроме подготовки к экзаменам, я занимался Марбургской школой и посещал лекции и семинары Г. Когена, П. Наторпа и начинавшего в то время Н. Гартмана. Летом 1911 г. во Фрейбурге я слушал лекции по аналитической геометрии Гефтера, лекции по физике, а также посещал семинары Риккерта и Кона и принимал участие в дискуссиях прежнего философского кружка. Кроме того, я, как и раньше, писал рецензии для «Логоса» и для сборников «Новые идеи в философии», издал книгу Риккерта «Наука природы и наука культуры». Я разбрасывался так отчасти по легкомыслию, отчасти из-за необходимости заработка. Из более важных работ я написал только «Философию наказания»…». <…>

Революционные проблемы февраля 1917 г. сосредоточили внимание Гессена на вопросах либерализма и демократии. Вместе с тем он сохранял и социалистические симпатии. Так, Гессен достаточно активно сотрудничает с группой Г. В. Плеханова «Единство», приступает к теоретической разработке проблемы правового социализма в контексте эволюции современного государства. Его брошюра «Политическая свобода и социализм», написанная для серии популярных изданий «Библиотека свободного гражданина», стала первым эскизом будущей концепции места правового социализма и эволюции современного государства, хотя позднее в воспоминаниях он и признает: «Несмотря на моё кантианство, я, как и раньше, ощущал себя ближе к правовому марксизму Плеханова, чем к революционному социализму. Полагаю, что причиной тому было моё непреодолимое тяготение к Западу и мой демократический либерализм, заставлявший с подозрением относится ко всяким проявлениям популизма… Мои статьи в «Единстве» были образчиком оторванных от реальности теоретических выводов и абсолютно бессильной позиции».

В конце сентября 1917 г. Гессен с семьей переезжает в Томск, где в течение четырех лет он занимает должность декана историко-филологического факультета местного университета (второй декан в истории факультета). В томский период силы Гессена были направлены по преимуществу на выполнение задач по организации образовательного процесса. И не случайно, что именно в Томске впервые в ясном виде намечаются главные черты его философии образования: «Томск оставил неизгладимый след в моем научном развитии. Здесь окончательно сложилась моя система педагогики. Мои основы педагогики были только детальной разработкой постепенно расширявшегося конспекта моих лекций». Из работы Гессена «Мое жизнеописание» (1947):

«В Томске я провёл четыре года. Это были годы революции и гражданской войны, эпидемии сыпного тифа и больших материальных лишений; несмотря на это, я вспоминаю эти годы с удовольствием. Факультет, в котором я сначала замещал декана, напоминал семью, не знающую ни интриг, ни взаимных подсиживаний, что так часто характеризовало провинциальные университеты. Почти все члены факультета были молодыми доцентами Петербургского университета.

В 1919 г. состав факультета пополнился профессорами Казанского и Пермского университетов, так что немногочисленный сначала факультет сделался вскоре многолюдными <…>. Кроме работы над созданием факультета, все время моё и силы поглощали лекции и семинарские занятия, к которым я готовился с педантической добросовестностью. В течение четырех лет я прочитал следующие курсы: логика, история греческой философии, этика и философия права, философия Канта, основы педагогики. Из семинарских занятий особенно врезался в памяти моей семинар по этике Канта. Лекции мои собирали большую аудиторию, слушали меня также юристы и даже медики, а также любители «из города» (в особенности учителя). Кроме университета, я каждое лето должен был ещё читать лекции по педагогике на учительских курсах, а также в Педагогическом институте, основанном при университете для будущих преподавателей средних школ. Постепенно из меня выработался хороший и опытный академический оратор, умеющий подать товар лицом. Так как я много работал над лекциями, вставал регулярно зимою в 6 часов утра, чтобы к 10-ти иметь свежеприготовленный, подробный конспект очередной лекции, чтение лекций не развратило, а побудило меня расширить и углубить свои знания. Я продолжал в Томске усердно учиться, но на окончание диссертации о Канте у меня уже не хватало ни времени, ни сил. Обилие лекций, работа над созданием нового факультета, деканство, общественные обязанности, связанные с профессурой, совершенно поглотили меня. Томск, однако, оставил неизгладимый след на моем научном развитии. Здесь окончательно сложилась моя система педагогики. Мои «Основы педагогики» были только детальной разработкой постепенно расширявшегося конспекта моих лекций. Курс этики и философии права, конспект которого погиб во время Варшавского восстания, представляет собою первый пласт книги, над которой я сейчас работаю («Существо и призвание права. Введение в философию права») и содержание которой излагаю в своих лекциях по философии права на юридич. факультете Лодзинского университета. Наконец, в Томске же я очень подвинул вперед своё изучение физики Аристотеля, Галилея и «специальной теории относительности» Эйнштейна. В обществе физиков при Томском университете я прочитал доклад на эту тему (эмбрион моей позднейшей работы о физике Галилея), и дискуссия но поводу этого доклада, а в особенности частые дружеские беседы на ту же тему с В. Д. Кузнецовым (ныне членом Всесоюзной академии) очень много дали мне для углубления моих мыслей в этой области».

Тяжелые условия жизни, наступившие в Западной Сибири после падения правительства Колчака, заставили Гессена в 1921 г. вместе с семьей возвратиться в Петроград. Он преподает педагогику в университете, читает курс введения в философию в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Тем не менее позиция убежденного противника коммунистической доктрины и усилившиеся негативные проявления большевистского режима заставляют его задуматься об отъезде из России: «Мне казалось, что в условиях всё более прикручивающейся диктатуры я не смогу открыто высказывать своей точки зрения на марксизм, социализм, правовое государство, цели и воспитания и реформу школьной системы. А так как не смогу и затаить своих мыслей на эти темы, то неминуемо попаду в конфликт с правительством, что в лучшем случае окончится удалением меня из университета».

Гессен в эмиграции

Во время Варшавского восстания Гессен чудом избежал смерти от рук разъяренных власовцев. Однако его труды погибли. Среди рукописей, сгоревших в Варшаве, были важные работы, написанные во время немецкой оккупации: подробный черновой вариант «Философии педагогики», большая работа по религиозной философии Достоевского, книга «Подлинное и мнимое преодоление капитализма» и том под названием «Упадок и возрождение демократии». В основе двух последних книг лежали лекции Гессена, читавшиеся им на подпольных университетских курсах.

А. Валицкий, «Философия права русского либерализма»

В конце 1921 г. Гессен с семьёй тайно пересёк границу по льду Финского залива. В автобиографии он не без горечи писал: «Покидая Петербург, я разделял общее убеждение большинства моих друзей и знакомых, что Советская власть не продержится долго. Мне и в голову не приходило, что я покидаю Россию навсегда. Впоследствии я не раз ещё жестоко поплатился за свой легкомысленный оптимизм, который соблазнил меня выдавать собственные желания за реальную действительность и жить всё время на бивуаке, вместо того чтобы примириться с жизнью на чужбине и стараться войти в эту жизнь, не рассчитывая на скорое возвращение на родину».

В. 1922 г. состоялся переезд Гессена с семьей в Берлин, который в первой половине 1920-х гг. является центром российского эмиграции. Краткий «берлинский» период (1922- 1924 гг.) значим для творческой биографии мыслителя написанием и выходом в свет «Основ педагогики», имеющих подзаголовок «Введение в прикладную философию». Термин «прикладная философия», по мнению А. Валицкого, «означал для него попытку реализовать высшие ценности и таким образом преодолеть всякий возможный кризис».

С 1923 г. значительно расширяется география публикаций Гессена: его философские и педагогические сочинения печатаются в различных европейских журналах и специальных изданиях Русского зарубежья. В это же время он начинает читать выездные лекции в Пражском институте им. Я. Коменского, а в 1924 г. переезжает в Чехословакию на постоянное место жительства.

Статьи «пражского» периода (1924–1936) Гессен условно разделяет на четыре группы: по теоретической философии, из которых, по его мнению, самой значительной была статья о физике Галилея и её отношении к физике Аристотеля; по социальной философии (прежде всего серия статей «Проблема правового социализма», печатавшаяся в «Современных записках»); очерки о Ф. М. Достоевском, В. С. Соловьёве, Л. Н. Толстом; педагогические статьи. Философские воззрения Гессена трансформируются, в них уже отчетливо проявляются те новые перспективы, которые приведут вскоре к интеграции в его философском творчестве гносеологических и онтологических начал, в связи с чем Н. О. Лосский отметил сближение Гессена с «интуитивизмом и духом русского конкретного идеал-реализма», разрабатывавшимся самим Лосским. С 1923 по 1931 год участвует в подготовке и издании журнала «Русская школа за рубежом» (Прага), затем (вплоть до 1939) в журнале «Русская школа» (Прага).

В 1933 г. Гессен получает приглашение из Польши прочесть курсы лекций в Обществе свободного воспитания и Свободном польском университете в Варшаве, а осенью 1934 г. ему официально предлагают занять кафедру философии воспитания на педагогическом факультете. Гессен принимает предложение занять кафедру. Окончательный переезд в Варшаву (вместе с младшим сыном Дмитрием) состоялся в сентябре 1936 г. Научная мысль Гессена в эти годы концентрируется вокруг проблем философии воспитания и структуры школы в современном демократическом обществе.

Годы войны для Гессена стали тяжелым испытанием. Он стоически переносил все лишения, неутомимо работал. Как и многим другим, на его долю выпало пережить гибель родных, друзей; в 1943 г. он чудом избежал отправки в концлагерь. В 1945 г., когда Свободный польский университет стал частью вновь открытого Лодзинского университета, Гессен, по приглашению ректора Т. Котарбиньского, переезжает в Лодзь.

В последние период своей жизни Гессен сотрудничал с ЮНЕСКО. В 1949 г., по просьбе генерального секретаря Д. Хаксли, он, совместно с М. Ганди, П. Тейяр де Шарденом, Б. Кроче, Ж. Маритэном и др., участвует в работе Комитета философских оснований прав человека. Проблема общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека вновь поставлена учеными в статье «О правах человека в либерализме, социализме и коммунизме», опубликованной в материалах ЮНЕСКО.

Сергей Иосифович скончался в Лодзи 2 июня 1950 года. Похороны состоялись, согласно его последней воле, на Лодзинском православном кладбище. После смерти, в 50– 90-е годы в странах Европы возрос интерес к наследию Гессена; в городе Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Гессена.

Основные работы С.И. Гессена

Работы Гессена могут быть тематически разделены на три области, связанные с тремя культурными ценностями: о праве, об образовании и о хозяйстве. К основным трудам мыслителя относятся следующие (включая утраченные – в конце списка):

  • Гессен С. И. Über Individuelle Kausalität: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма), Berlin, 1909 (диссертация защищена во Фрайбурге, опубликована в том же году в Берлине: Kant- Studien. Ergaenzungshefte; Nr. 15).
  • Гессен С. И. От редакции [Вступительная редакционная статья] // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. Кн. 1. М, 1910. (В соавторстве с Ф. А. Степуном).
  • Гессен С. И. Мистика и метафизика // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. Кн. 1. М., 1910. С. 118–156.
  • Гессен С. И. Неославянофильство в философии // Речь. No 243. М., 5 сентября 1911.
  • Гессен С. И. Философия наказания // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. Кн. 1–2. М., 1913. С. 183–232.
  • Гессен С. И. Идея нации // Вопросы мировой войны. Сборник статей под ред. проф. М. И. Туган-Барановского. Пг., 1915. С. 562–589.
  • Гессен С. И. Политическая свобода и социализм. Пг., 1917.
  • Гессен С. И. Очерки философской педагогики. Очерк I. Педагогика как наука. Предварительное определение образования // Журнал Министерства народного просвещения. Томск. 1919. No 1. С.143–163.
  • Гессен С. И. Что такое трудовая школа? // Свободная трудовая школа, сб 2, Томск, 1920. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. (Современное издание: Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995).
  • Гессен С. И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом. Кн. 1. Прага, 1923–1924. С. 8–42. 
  • Гессен С. И. Проблемы правового государства и социализм // Современные записки. Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал. Париж, 1924–1929. (Серия статей в трёх частях. Имеется два современных издания: Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Избранные сочинения / С. И. Гессен. М., 1999; Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Избранное / С. И. Гессен. М., 2010).
  • Гессен С. И. Органы управления народным просвещением в СССР. Прага, 1926.
  • Гессен С. И. The Education of the Adolescent. London, 1927.
  • Гессен С. И. Десять лет советской школы // Русская школа за рубежом. Кн. 28. Прага, 1928. С. 473–520. (В соавторстве с Н. Ф. Новожиловым)
  • Гессен С. И. Лев Толстой как педагог // Русская школа за рубежом. Прага, 1928. Кн. 29-30. С. 631–653.
  • Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // «Современные Записки», Париж, 1928, Т. XXXV, С. 308–338.
  • Гессен С. И. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге, 1928.
  • Гессен С. И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем (Сб. ст., посв. П.Н. Милюкову). Прага 1929.
  • Гессен С. И. Лев Толстой как мыслитель // Lev Tolstoj. Sbornik stati a bibliografickych prehledu. Usporadalijiri Horak a Evgenij Ljackij (Wyd. Slovansky Seminar University Karlovy). Praha, 1929. C. 9–33. (Современное издание: Гессен С. И. Лев Толстой как мыслитель // Избранное / С. И. Гессен. М., 2010)
  • Гессен С. И. Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина) // «Путь», No 36. Париж, 1932. С. 44–74.
  • Гессен С. И. Судьба коммунистического идеала образования // Новый град. No 6. Париж, 1933. С. 42–60.
  • Гессен С. И. Государство и школа во Франции и Англии. Рига, 1934.
  • Гессен С. И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева // «Современные Записки», Париж, 1931. Т. XLV, С. 271–305; Т. XLVI, С. 321– 351.
  • Гессен С. И. Ruska pedagogika u XX veku (Русская педагогика в XX веке) // Unitel. Beograd. No 9–10. Maj-Jun., 1939. S. 556–584
  • Гессен С. И. О sprzecznosciach i jednosci wychowania (О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности). Lvov–Warsawa, 1939.
  • Гессен С. И. Struktura i treść szkoły współczesnej. Zarys dydaktyki ogólnej (Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики). Warsawa, 1947.
  • Гессен С. И. Autobiografia. La pedagogia russa del XX secolo / L. Volpicelli (ed.), Roma, 1956. (Русское издание: Гессен С. И. Мое жизнеописание / Подгот. к печати, предисл. и послесл. А. Валицкого // Вопросы философии. 1994. No 7-8. С. 150–187)
  • Гессен С. И. Studia z filozofii Kultury (Исследования по философии культуры), Warszawa, 1968. (Посмертный сборник)
  • Гессен С. И. Filozoria, kultura, wychowanie (Философия, культура, образование). Wroclaw, 1973. (Посмертный сборник)
  • Гессен С. И. Философия воспитания, 1939 (утрачена во время Варшавского восстания 1944 года)
  • Гессен С. И. Мнимое и подлинное преодоление капитализма, 1942 (утрачена во время Варшавского восстания 1944 года)
  • Гессен С. И. Существо права и его назначение, 1945 (утрачена).

112 очерков о философе

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.