Философия России

Флоровский Георгий Васильевич

Православный священнослужитель русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей. (1893-1979)

/
/
Флоровский Георгий Васильевич

«Православный богослов в наши дни только в святоотеческом предании может найти для себя верное мерило и живой источник созидательного вдохновения»

Г.В. Флоровский

Георгий Васильевич Флоровский родился 28 августа (9 сентября) 1893 в Елисаветграде, в семье православного священника. Ещё будучи школьником, он изучил английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета, где изучал также историю философии и естествознание.

В 1920 году Флоровский был утверждён в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем — в Прагу. В 1922 году в Праге женился на Ксении Ивановне Симоновой. 

С того же года преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году защищает магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена».

Наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и др., Флоровский становится одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике- манифесте «Исход к Востоку» (1921). Однако к 1924 году рвет с евразийцами в результате идейного конфликта, а в 1928 году пишет критическую статью «Евразийский соблазн».

В 1926 году Флоровский переезжает в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Богословском институте. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (Антон Карташёв, епископ Вениамин), так и видные представители «вернувшейся в Церковь» интеллигенции (Сергий Булгаков, Василий Зеньковский и др.). Среди них Флоровский занял особое место: он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминировавшему тогда религиозно-философскому движению, связанному с «софиологией» Владимира Соловьёва.

В 1931 году был рукоположён в сан диакона, а в 1932 году — в сан священника.

Годы преподавания в Париже оказались самыми плодотворными в жизни о. Георгия: именно тогда он опубликовал две книги об отцах («Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V—VIII вв.») и «Пути русского богословия».

Летом 1939 года, вскоре после окончания работы над «Путями…», о. Георгий Флоровский был в Белграде, где его застало начало войны. Склад издательства был сожжён немецкими бомбами, и книга стала библиографической редкостью. Проведя в Югославии годы войны, о. Георгий в 1944 году оказался в Праге у брата, а в 1945 ему удалось вернуться в Париж.

В 1948 году, по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского), переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято- Владимирской духовной семинарии.

Флоровский стал признанным авторитетом не только в церковных и экуменических кругах. Слависты и историки России, знакомые с «Путями…», признали его исторические заслуги и исключительную эрудицию. В 1954 году избран президентом Национального совета церквей в США. С 1956 по 1964 год Флоровский — профессор церковной истории в Гарвардском университете.

В 1964 году вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашённым профессором на кафедре славистики и богословия Принстонского университета.

Скончался 11 августа 1979 года в Принстоне. Его отпевание было совершено в церкви св. князя Владимира в Трентоне, где он часто служил, при участии многочисленных коллег и учеников.

Протоиерей Иоанн Мейендорф писал о Флоровском:

«В области богословия Флоровский был блестящим самоучкой. Не обладая формальной богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов Церкви, но и приобрел известность как патролог. Постепенно вырабатывавшееся у него мировоззрение было не спекулятивно-философским, как у большинства религиозной интеллигенции, попавшей за границу, а богословски-традиционным…

Консервативный подход к богословию у о. Георгия был, однако, совершенно чужд всякого мракобесия. Будучи историком, он всегда отвергал тупое поклонение прошлому как таковому. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть его анализ русского старообрядчества в “Путях.” Его основной заботой было не идолопоклонство прошлого, а проблемы настоящего. Психологическим импульсом, вдохновлявшим Флоровского при написании его книг, было отвержение так называемой “софиологии” во всех ее видах, особенно в трудах ее главных представителей, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и о. П. Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов. По-видимому, Флоровский и начал заниматься святыми отцами именно потому, что “софиологи” пытались представить свою мысль традиционной, а свое пользование философией — освященным примером отцов.

Для Флоровского же, ни разу не вступившего в открытую печатную полемику со своим старшим (и уважаемым) коллегой, о. Сергием Булгаковым, основной смысл занятий патристикой заключался в том, чтобы найти верный ключ к соотношению между светской философией и богословием. Этот ключ, с его точки зрения, был неверно определен софиологами, но может быть найден в примере греческих отцов, т. е. в христианском эллинизме, отказавшемся от чуждых христианству начал, осудившем своего же родоначальника Оригена и сумевшем преобразиться изнутри, стать воистину христианским. “Отеческая письменность, — писал о. Георгий, — есть не только неприкосновенная сокровищница предания… Отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости… (путем) к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха. Настал срок воцерковить свой разум и воскресить для себя священные и благодатные начала церковной мысли.”».

Основные работы Г.В. Флоровского

  • «Достоевский и Европа» (1922)
  • «Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе» (1929)
  • «Восточные Отцы IV века» (1931)
  • «Византийские Отцы V-VIII вв.» (1933)
  • «Пути русского богословия» (1937)

Список очерков о философе

  • Очерк философии
  • Научные и религиозные поиски
  • Интерпретация творчества Достоевского
  • Оправдание знания
  • Историческая философия Герцена. Ч. 1
  • Историческая философия Герцена. Ч. 2
  • О народах не-исторических
  • Участие в раннем евразийстве
  • Письма Трубецкому
  • Евразийский соблазн. Ч. 1
  • Евразийский соблазн. Ч. 2
  • Пути русского богословия
  • Масонство в России
  • Рождение русской философии
  • Время соблазнов
  • Русская душа на роковом перекрестке
  • Кризис церковного сознания
  • Преодоление западничества
  • Рецензия Бердяева
  • К обоснованию логического релятивизма
  • Философия истории
  • Экуменическое движение. Ч. 1
  • Экуменическое движение. Ч. 2
  • Социальное измерение христианства
  • Вселенское предание и славянская идея
  • О религиозном смысле немецкого идеализма
  • Неопатристический синтез. Ч. 1
  • Неопатристический синтез. Ч. 2
  • Неопатристический синтез. Ч. 3
  • Восточные отцы Церкви
  • Завещание будущим богословам
  • Оценка творческого наследия
  • Воспоминания о Флоровском. Ч. 1
  • Воспоминания о Флоровском. Ч. 2

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - Г.В. Флоровский

Настоящий том представляет панораму современных исследований и интерпретаций творчества Георгия Васильевича Флоровского (1893–1979). На основе новейших архивных изысканий скорректированы представления об участии Флоровского в евразийском движении. Освещены различные грани его концепции неопатристического синтеза. Сопоставлены идеи Флоровского и идейно созвучных ему философов. Рассмотрено историко-философское наследие Флоровского. Книга адресована специалистам и всем читателям, интересующимся русской философией и культурой.

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.