Философия России

Александр Кожев (Александр Владимирович Кожевников)

Русско-французский философ-неогегельянец. Оригинальное истолкование философии Гегеля Кожевым имело значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции и европейский философский климат XX века. (1902-1968)

/
/
Александр Кожев

«Специфически человеческое существо создается из животного Homo sapiens в акте и посредством акта (свободного, по определению), который удовлетворяет желание (Begierde), направленное на другое желание, взятое как таковое. Более того, человек творится, будучи этим актом, и его специфическое человеческое бытие есть не что иное, как сам этот акт: истинное бытие человека есть его действие»

А. Кожев, «Очерк феноменологии права»

Александр Владимирович Кожевников родился 11 мая 1902 года (по другим данным – 2 мая) в Москве. По отцовской и материнской линии происходил из купеческого сословия. Дядя по матери – всемирно известный русский художник Василий Кандинский. Отец погиб в 1905 году во время Русско-японской войны. Усыновлен сослуживцем отца, женившимся на матери.

Первые опыты философского письма – юношеские дневники 1917–1920 годов, на страницах которых воспроизводится, в частности, вымышленный диалог между Декартом и Буддой.

Юный Александр Кожевников увлекался восточной философией и некоторое время даже хотел стать востоковедом, но после окончания гимназии не смог поступить в университет из-за большевистского запрета на получение высшего образования выходцам из «эксплуататорских классов». После инцидента с ЧК (1918), едва не стоившего ему жизни, покидает Россию – уезжает сначала в Польшу, а затем в Германию.

Увлечение Востоком продолжится в Берлинском и Гейдельбергском университете (1921–1927), где Кожевников изучает восточные языки (китайский, тибетский, санскрит) и философию. Под руководством К. Ясперса пишет докторскую диссертацию по филосфии В. С. Соловьева, которую защищает в 1926 году. 

В период проживания в Германии недолгое время был связан с евразийцами.

После защиты диссертации переезжает во Францию, где знакомится с другим русским эмигрантом, философом и историком науки А. Койре. По всей видимости, именно А. Койре пробудил в молодом философе интерес к Гегелю. В 1932 году Александр Кожевников защищает вторую диссертацию «Идея детерминизма в классической и современной физике», посвященную философии науки. В 1937 году (по другим данным – в начале 1938) получает французское гражданство.

На 1930-е приходится в высшей степени интенсивный период творчества мыслителя. С 1933 по 1939 год читает лекции по философии Гегеля в Высшей школе практических исследований в Париже, которые посещали многие выдающиеся французские мыслители, политики и деятели искусства (А. Бретон, Р. Арон, Ж. Валь, Ж. Батай, Р. Кено, П. Клоссовски, Ж. Лакан, М. Мерло-Понти, Р. Кайюа и др.). Несколько раз семинары Кожева посещала и Х. Арендт. Поскольку слушатели этих знаменитых семинаров справлялись с произнесением его русской фамилии весьма плохо, мыслитель сократил ее на французский манер до «Кожев». Под этим творческим псевдонимом он станет известен всему миру.

С содержанием лекций по философии Гегеля был также хорошо знаком лично не присутствовавший на них Ж.-П. Сартр, мысль которого (особенно периода «Бытия и ничто») испытала решающее влияние со стороны Александра Кожева. В целом влияние Кожева на французскую философию 1930–1940-х гг. сложно переоценить, в связи с чем современный историк философии В. Декомб считает возможным говорить о «посткожевском дискурсе» во французской философии.

Во время Второй мировой войны – активный участник движения Сопротивления (голлистской его части). С 1948 вплоть до самой смерти в 1968 году – влиятельный член французской администрации, дипломат. Служащий в Национальном центре международной торговли при Министерстве иностранных дел, сотрудник Министерства экономики.

Александр Кожев – один их тех, кто стоял у истоков будущего Европейского Союза. Так, он был в числе разработчиков Европейского общего рынка и Всеобщего Соглашения по тарифам и торговле, а также советником в кабинете Валери Жискар д’Эстена, когда последний занимал должность министра финансов Франции. Кроме того, Кожев самым непосредственным образом способствовал заключению Римского договора. За свои политические заслуги был награжден Орденом Почетного легиона.

Умер 4 июня 1948 года от сердечного приступа, похоронен на кладбище Эвер в Брюсселе. А.М. Руткевич пишет об обстоятельствах смерти мыслителя:

«Кожев умер в июне 1968 года в Брюсселе, прямо во время заседания одной из комиссий ЕЭС, на котором он выступил со страстной речью за отмену каких-то торговых пошлин. Более двадцати лет он всеми силами способствовал объединению Европы, хотя иронически смотрел на политическую суету лиц, находившихся на авансцене истории. Побывавший премьер-министром Франции Р. Барр (до недавнего времени мэр Лиона) запомнил как-то сказанную Кожевом фразу: „Человеческая жизнь – комедия; играть ее следует всерьез“».

Большая часть сочинений А. Кожева была опубликована посмертно.

Основные работы Александра Кожева

  • Die religioese Philosophie Wladimir Solowjews(«Религиозная философия Владимира Соловьева», 1926)
  • „L’Athéisme“ («Атеизм», 1931)
  • „L’Idée du déterminisme dans la physique classique et dans la physique moderne“ («Идея детерминизма в классической и современной физике», 1932)
  • „La métaphysique religieuse de Vladimir Soloviev“ («Религиозная метафизика Владимира Соловьева», 1934–1935)
  • „Les peintures concrètes de Kandinsky“ («Конкретная живопись Кандинского», 1936)
  • „La Notion de l’autorité“ («Понятие власти», 1942)
  • „Esquisse d’une phénoménologie du droit“ («Очерк феноменологии права», 1943)
  • „Introduction à la lecture de Hegel“ («Введение в чтение Гегеля», 1933–1939)
  • „Le concept, le temps et le discours“ («Понятие, время, дискурс. Введение в систему знания», 1952)
  • „Tyrannie et Sagesse“ («Тирания и мудрость», 1954)
  • „Essai d’une histoire raisonnée de la philosophie païenne“ («Эссе по поводу исторической аргументированности философии язычников», сер. 1950-х)
  • „Kant“ («Кант», 1973)

Список очерков о философе

  • Очерк творчества        
  • Конец истории: Кожев, Соловьёв и Гегель    
  • Декарт и Будда: философский диалог молодого Кожева      
  • Строгая концепция атеизма   
  • Интерпретация парадоксального опыта инородности смерти, данного «человеку в мире», как опыта данности «человека вне мира»
  • Интуиция смерти как ситуация самораскрытия человека в качестве теиста или атеиста    
  • Религиозная метафизика Соловьёва
  • Общая структура метафизики В. С. Соловьёва как «мистической философии религии»     
  • Мистическая интуиция Соловьёва как выражение «абстрактного Абсолюта», лежащего в основе его метафизики, и как живой религиозный опыт его «встречи с Богом»              
  • Диалектика единого и многого в Абсолюте, согласно метафизике Соловьёва (Абсолют как сверхсущее, как сущее всеединство, как чистое единство и как другое)        
  • Соловьёвское учение об идеях: переход от понятия абстрактного абсолюта к личному богу как действующему субъекту, подлежащему абсолютной идее  
  • «Очерк феноменологии права»: идея гражданина, неоднородный политико-правовой порядок национального государства и однородный постполитический правовой порядок глобальной империи   
  • Отличие антропогенного желания желания от животной потребности: отрицание данности, незавершенность, смертельная борьба за признание субъекта желания со стороны равного ему, парадоксально закрепляющая неравенство между ними       
  • Гегелевская диалектика господина и раба в интерпретации Кожева и становление формы самосознания гражданина               
  • Диалектика природы и истории, разворачиваемая в борьбе и труде гражданина 
  • Человек как субъект долга     
  • Взаимное согласие как условие возможности справедливости        
  • Философ и политика: дискуссия с л. Штраусом о природе тирании
  • Различие мыслительного этоса Интеллектуала и Мудреца
  • Два начала мотивации: стремление к почестям и стремление к успешному исполнению проекта            
  • Проявления политического авторитета: подчинение подданных без принуждения и свободное признание в правителе достойного повелевать
  • Философская педагогика как обучающее воздействие философа на собеседников в рамках открытой общественной дискуссии, не ограниченной носителями «философского образа мысли»
  • Философ перед вызовом политического действия   
  • «Историческая верификация» как метод оценки философских решений, «овнешненных» в социально значимых феноменах, против метода их «словесной оценки», руководимого исключительно дискурсивными критериями               
  • Влияние философии на политику: случай Александра Македонского          
  • Капитализм как исторически пластичная и самокорректирующаяся система           
  • Угрозы колониализма как глобального экономического порядка   
  • Пути решения проблемы колониальной экономики              
  • Христианские корни новоевропейской науки             
  • Христианская теология и возможность «математизации» материи
  • Догмат о Воплощении и коперниканский переворот             
  • Посещение Москвы в 1957 г   
  • Характеристика советского правительства   
  • Введение в чтение Гегеля      
  • Роль желания в становлении самосознания 
  • Борьба за признание 
  • Труд как первоначало развития культурно-исторического мира     
  • Феноменологический метод гегеля и диалектика реального           
  • Критика традиционного представления об использовании Гегелем особого «диалектического метода»              
  • Отказ Гегеля от «диалектического метода» предшествующей философии в пользу созерцательного метода     
  • Темпоральный характер ошибки и истины   
  • Деятельное начало свободы
  • Вопрос о понятии власти         
  • Общее определение власти через характеристику ее носителя     
  • Четыре чистых типа власти: Отца, Господина, Вождя и Судьи            
  • Выборы как внешнее признание власти-авторитета, а не его источник
  • Меньшинство, большинство и вопрос о власти          
  • Целое в отличие от большинства       
  • Манифестация власти времени в четырех типах власти
  • Власть судьи   
  • Власть Отца, вождя и господина          
  • Онтологический анализ власти
  • Политические следствия власти          
  • Конституционная теория власти и подавление власти отца
  • Проблема разделения властей           
  • Властная мораль          
  • Властная психология  
  • Феномен национальной революции
  • Заключительный очерк об А. Кожеве: философ и форум     

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - Перекрестки культур: Александр Койре, Александр Кожев, Исайя Берлин

Данная книга (33-й том в серии «Философия России первой половины ХХ века») представляет жизненные и интеллектуальные траектории трех европейских мыслителей с русскими корнями – А. Койре, А. Кожева, И. Берлина. В ней сопоставляются их методологические стратегии, выявляются культурные и экзистенциальные предпосылки их стиля мышления, которые позволили им добиться успеха и признания в качестве европейских философов, а также прослеживаются их интеллектуальные связи с Россией и осмысливается значение русской культуры для тематической ориентации этих мыслителей и для европейской философии ХХ века в целом.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией, общественной и политической мыслью, экзистенциальной и интеллектуальной историей русского зарубежья первой половины ХХ века.

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.