Философия России

Введенский Александр Иванович

Русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства, сооснователь первого Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.(1856-1925)

/
/
Введенский Александр Иванович

«Первейшее отличие критической философии состоит в том, что достоверность нашего априорного и всякого основанного на нем познания она ограничивает только пределами сознания»

А.И. Введенский

Александр Иванович Введенский родился 19 марта 1856 года в Тамбове. В 1876 году он окончил тамбовскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета, откуда в 1877 году перешёл в Санкт-Петербургский университет; сначала Введенский учился на математическом, а через год перешёл на историко-филологический факультет. Здесь он учился у таких преподавателей как М. И. Владиславлев (философия) и К. Н. Бестужев-Рюмин (история).

В 1888 году Введенский защитил диссертацию на степень магистра философии на тему «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». В 1890 году он возглавил кафедру философии в Санкт-Петербургском университете и был профессором Петербургского университета до конца жизни. 

Среди его учеников были И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, Л. П.Карсавин, С. А. Аскольдов, Б. В. Яковенко, П. Б. Струве, Г. Д. Гурвич, М. М. Бахтин, С. Л. Франк, В. М. Каринский и многие другие.

А. И. Введенский состоял также профессором ряда других учебных заведений: военно-юридической академии, историко-филологического института (с 1890 года), женского педагогического института и высших женских курсов Раева. Введенский долго читал философию и на Бестужевских высших курсах.

С 1899 года Введенский был председателем Санкт-Петербургского философского общества, которое при его содействии было образовано в 1897 году и просуществовало до 1917 года. В 1920-х гг. Введенский был активным участником философских дискуссий, где выступал критиком материализма.

Умер в 1925 году в Ленинграде.

Введенский является одним из крупнейших представителей русского кантианства. На основе учения И. Канта он разработал философскую систему «логицизма». В книгах «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) подверг критике экспериментальный подход к анализу душевной жизни. Считал, что психология возможна лишь как описательная наука, основанная на интроспекции, и что, так как нет объективных признаков одушевленности, признание чужой духовности возможно только на основе нравственного чувства познающего субъекта.

В.В. Зеньковский пишет о личностных качествах и о философском творчестве Введенского:

«Введенский был человеком острого ума, очень четкой и ясной мысли, большого литературного дарования. Все его статьи написаны исключительно четко и ярко, а склонность идти до конца в исповедуемых им убеждениях, смелость в формулировках делают его на редкость интересным мыслителем. Писал Введенский не много (например, его диссертация на тему «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» так и осталась незаконченной, – за первым томом не последовало второго), но писал он на самые различные философские темы, поэтому с полным правом можно говорить о философской системе Введенского. Правда, целый ряд капитальных вопросов развиты им в небольших очерках или статьях, но зато всегда с такой законченностью и определенностью, которые искупают краткость этих этюдов.

Если говорить о влияниях, которые испытал Введенский, то, конечно, основным и решающим было влияние Канта. Понимание Канта и основ критической гносеологии и критической метафизики очень самостоятельно у Введенского, – но он верный и строго последовательный кантианец в основных положениях. Ни одна из школ неокантианства, по-видимому, не имела серьезного влияния на Введенского, но все же он ближе всего к Котену – именно в истолковании состава познания. В новейших очерках, написанных Введенским, нетрудно заметить несомненное влияние Юма, которого он часто поминает и с которым он совершенно солидарен в учении о «вере», как своеобразном «источнике познания». В одной из ранних работ Введенский учит даже о наличности у нас рядом с областью опыта «особого органа познания»— «метафизического чувства», как он здесь его называет, – в этой же статье «метафизическое чувство» сближается и отчасти отождествляется с нравственным чувством. «Посредством изучения постулатов нравственного чувства, – утверждает здесь Введенский, – возможны прочные решения метафизических задач» и даже построения «системы метафизики». Все это выдержано в тонах Кантовского «примата практического разума», отчасти Юма, но совсем не в духе Якоби или русских славянофилов».

Основные работы А.И. Введенского

  • «К вопросу о строении материи» (Спб., 1890)
  • «О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики» (Спб., 1892)
  • «Судьбы философии в России» (М., 1898)
  • «Философские очерки» (Спб., 1901. Вып. 1)
  • «Новое и легкое доказательство философского критицизма» (Спб., 1909)
  • «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом» (1922).

Список очерков о философе

  • Очерк философии
  • Очерк философии (этика)
  • Учение о логике
  • Метафизическое чувство
  • Отношение к русской философии
  • Мистический компонент философствования
  • Историко-философская методология. Ч. 1
  • Историко-философская методология. Ч. 2
  • Смысл жизни. Ч. 1
  • Смысл жизни. Ч. 2
  • Философия веры. Ч. 1
  • Философия веры. Ч. 2
  • Введенский и Лосский. Ч. 1
  • Введенский и Лосский. Ч. 2
  • Цели и задачи философии. Ч. 1
  • Цели и задачи философии. Ч. 2
  • Введенский и Трубецкой
  • Работы о Введенском. Ч. 1
  • Работы о Введенском. Ч. 2

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - неокантианство в россии

Книга посвящена двум университетским философам Санкт-Петербурга, основателю критической традиции в русской философии — А. И. Введенскому (1856–1925) и его последователю — И. И. Лапшину (1870–1952). Критицизм, внутренняя последовательность, логичность на фоне обращенности к проблемам образования — именно эти специфические черты неокантианства (как они представлены у Лапшина и Введенского) приобретают в контексте современной философской проблематики новое звучание. В издание вошли статьи специалистов в области логики, теории познания, культурологии, эстетики, психологии, истории русской философии. Том содержит библиографию, хронику жизни и творчества философов, редкие фотографии.

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.