Вся эта область психики сама есть также одна из культурных систем: каждому человеку надо ей учиться. Искусство, религия, техника, наука, философия, рассматриваемые как составные области культурных систем, направлены на познание окружающего мира, но под углом зрения разных задач и разными способами. В каждой из них раскрываются различные стороны мира. В искусстве это его эстетическая сторона; в религии — совокупность каких-то сил в их соотношении с силами человека; в технике это элементы практического овладения миром: неорганической природой (химия, машиностроительная техника и т. п.), органической природой (растениеводство, животноводство); природой самого человека (медицина, педагогика, право, политика, техника труда).
Наука рассматривается как область познавательной деятельности человека, ее высшая ступень. Задача науки — постижение истины как «полного совпадения (в идеале, в пределе) с какой-то нормой действительности». В отличие от обыденного, научное знание отличается «своей широтой, более или менее исчерпывающим характером, методологической обоснованностью, критичностью, доказательностью, сознанием пределов своих притязаний на истинность». Каждая вещь может быть предметом рассмотрения с научной точки зрения. В целом наука определяется как «совокупность общих и частных познаний, систематически охватывающих какую-либо область действительности человека, создаваемая, помимо всякого внешнего авторитета, разумом человека, состоящая из достоверных, частью из предположительных утверждений, опирающихся на проверку и доказательства и сопровождаемых указаниями относительно того, кем, когда и как эти положения были выработаны и установлены».
В близком родстве с наукой стоит философия. Ее история связана с историей науки. Сама наука создает философию, современные ученые — Г. Гельмгольц, В. Оствальд, Э. Мах, В. Вундт и др. — проявляют философские интересы. Поскольку в философии не сложилось единой системы воззрений, она являет собой исторически сложившуюся последовательность различных школ. В разделе о философии В. Н. Ивановский представляет материал, позволяющий, по его словам, составить лишь самое общее представление о движении философской мысли — от античности до современных представлений, оговаривая при этом, что эти «совершенно краткие и элементарные сведения из истории философии никоим образом не должны считаться хотя бы и кратким обзором истории философии».