Философия России

Несмелов Виктор Иванович

Русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии, ученик В. А. Снегирёва. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии. (1863-1937)

/
/
Несмелов Виктор Иванович

«Поборники знания, опираясь на многочисленные факты наивной веры, совершенно естественно могут приходить к пониманию веры как прямого отрицания знания, но ведь не всякая же вера есть только слепое суеверие. И с другой стороны, защитники веры, опираясь на такие же многочисленные факты разумной веры, совершенно естественно могут приходить к пониманию веры как необходимого дополнения знания, но ведь не всякая же вера есть непременно разумная вера. Почему же в различных толкованиях веры одни факты принимаются в расчет, а другие не принимаются? Это зависит от того, что вера рассматривается не в ее собственной природе, а только в ее отношении к знанию, но не к действительному знанию, каким фактически владеет человек, а к идеалу знания – к истине, и вера оценивается только на основании этого отношения: так что истинная цель всех рассуждений о вере заключается собственно не в решении проблемы веры, а лишь в простой оценке данного содержания веры с точки зрения идеала познания. В пределах этой именно цели и получают свой определенный смысл как стремление к резкому противоположению знания вере, так и стремление к тесному сближению их между собой; но такая постановка проблемы, очевидно, совершенно неправильна, потому что при такой постановке решение проблемы начинается с того вопроса, которым оно может только оканчиваться, и потому всякое решение проблемы при такой постановке необходимо висит на воздухе. Действительная суть проблемы заключается вовсе не в том, чтобы оценить то или другое содержание веры в его отношении к идеалу познания, а в том, чтобы разъяснить самую возможность утверждения веры в качестве реального познания. Ведь это не может подлежать никакому сомнению, что человек стремится собственно не к вере, а к положительному знанию, – почему же в таком случае возможна для него вера в качестве познания и как именно возможна она? Решение этого вопроса никогда не может быть дано в критике веры с точки зрения идеала истины, оно может быть дано только в психологическом исследовании природы веры как наличного факта душевной жизни»

В. И. Несмелов

«Казанская школа» русской философии – самобытный феномен российской духовной и интеллектуальной культуры. Одним из ярчайших представителей «казанцев» был богослов и религиозный философ Виктор Иванович Несмелов (1863 – 1937), ученик В. А. Снегирёва (1841–1889) и учитель М. Н. Ершова (1886 – дата неизвестна). Несмелов развивал свои идеи по преимуществу в форме религиозно-философской антропологии (главный труд – «Наука о человеке» в двух томах).

В своей «Истории русской философии» (Прага, 1938, допечатка – 1939) Б. В. Яковенко (1884–1949) дает краткую характеристику учения Несмелова, так называемого «христианско-метафизического антропологизма». По словам Яковенко, Несмелов был один из тех русских мыслителей, которые подчеркивали познавательное значение «сердца» (или «логики сердца», словами Паскаля) и отказывались отождествлять познание с сугубо интеллектуальными операциями (в своем подходе Несмелов отчасти напоминает основоположника немецкой философской антропологии М. Шелера). Так, согласно Яковенко, «в конце XIX в. гносеологическое и общее духовное значение философии сердца с новой силой проявилось в онтологическом идеализме С. Н. Трубецкого и христианско-метафизическом антропологизме В. И. Несмелова». 

Приводим выдержки из текста:

«… необходимо упомянуть профессора Казанской духовной академии В. И. Несмелова (1863 г. рожд.), опубликовавшего в конце столетия работу под названием «Наука о человеке» (I том в 1898 г.), содержавшую особую трактовку христианской метафизики и представлявшую собой первые признаки приближающегося возрождения религиозной философии в России.

Философия у него, в сущности, получает форму религиозно-философской антропологии, нацеленной на решение главной загадки, которую человек представляет собой всеми фактами своей жизни.

Эта загадка заключается главным образом и прежде всего в двойственности естественной природы человека, по которой он изображает собою безусловную сущность, а в то же время действительно существует как простая вещь физического мира. Именно эта двойственность человеческого существования дает человеку возможность прийти к осознанию идеи Бога; потому что только в этой двойственности и в этом противоречии раскрывается его сверхэмпирическое происхождение и значение его как образа и подобия божьего.

Это самоосознание человека, вырастающее из внутреннего противоречия, приобретает сначала форму сознания вины и проявляется в стремлении к искуплению и достижению совершенства путем преодоления своих эмпирических чувственных сторон. Самый глубокий смысл человеческого падения через первородный грех заключается в том, что первые люди добровольно подчинили свою духовную жизнь физическому закону механической причинности и этим вложили свои души в общую цепь вещей внешнего мира. Это заставило их вести такую жизнь, какая в условиях физического бытия только и возможна и одним из необходимых условий которой является смерть.

Мир естественных вещей и процессов, в котором находился человек после грехопадения, никак не является миром, первоначально сотворенным Богом, это, скорее, мир, который человек сам по себе нарушил и исказил. Поскольку человек согрешил добровольно и потому покинул бытие, первоначально отведенное ему Богом, постольку он лишь своим добровольным усилием может достичь искупления и спасения. Самого по себе появления Христа в мире, страдания и смерти на кресте, которые он на себя взял, недостаточно для осуществления человеческого искупления. Это лишь предварительные условия, а человек может действительно спастись лишь путем собственного добровольного усилия, направленного на осознание жертвы Христа и воплощение ее в самом себе.

Смерть Христа спасает лишь тех грешных, которые испытывают потребность в искуплении своих грехов и верят в силу искупляющей жертвы Христа. Это значит, что в Христе находит свое выражение лишь потенциальная человеческая справедливость и совершенство. В его лице миру была показана существенная справедливость человеческой природы вообще, даже была провозвещена богообразная сущность человека и этим принципиально решена загадка человека. Но конкретное и практическое осуществление этого решения лежит в руках самих людей. Появлением Христа была поставлена задача продолжить сотворение, осуществление которого тем не менее осталось в руках самого человека».

Список очерков о философе

….

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.