Философия России

Владимир Васильевич Вейдле

Литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции, поэт. (1895-1979)

/
/
Вейдле Владимир Васильевич

«… противоположностей устранить нельзя, с ними всегда будет сталкиваться тот, кому небезразличны история и судьба Европы, и в то же время не смягчение, а как раз углубление, продумывание их до конца открывает более глубокое, чем они, и заключающее их в себе единство. Искание противоположностей тут оттого и плодотворно, что они выделяются на общем фоне, без которого противоположности не может быть. Как сопоставление отдельных наций тем больше имеет смысла, чем они теснее связаны между собой,— вследствие чего мы противополагаем китайца японцу, англичанина французу, а не венгерца испанцу и не араба лопарю, — так и в отношении более широких единств возможность осмысленного их противоположения убывает по мере возрастания их чуждости друг другу в чем можно убедиться, попытавшись сравнить запад Европы не с ее востоком, а например с Китаем и Японией. Сравнение возможно и тут, поскольку в обоих случаях перед нами человеческие культуры, а не общества пчел или муравьев, но результаты его будут бедны и мало интересны. Противоположности нет там, где нет единства, и она отнюдь не означает полной разобщенности. Если запад и восток Европы хотят считать себя совершенно разными культурами, им нужно окончательно отделить Грецию от Рима, вопреки их подлинной судьбе, одним взять Вергилия, другим — Гомера, одним присвоить себе философов, другим — юристов, и затем точно так же разделить христианство на две отдельные религии, т. е. раздвоить Христа, а на все это на западе, как и на востоке не согласится ни гуманист, ни просто историк, и меньше всего может согласиться христианин. Все они, если откажутся от привычных предрассудков, увидят, наоборот, в противоположностях — и как раз в наиболее трагических из них — самое глубокое выражение великого духовного богатства общей им всем северно- южной, западно-восточной родины»

В.В. Вейдле, «Границы Европы»

Владимир Васильевич Вейдле – русский философ, литературовед, теоретик культуры первой русской эмиграции, эрудит, полиглот (помимо русского, говорил на четырёх языках: немецком, французском, английском и итальянском). Им восхищались, его ценили многие представители как российской, так и западной интеллектуальной, культурной элиты (Т. С. Элиот, Э. Ауэрбах, Х. Зедльмайр, Г. Струве, И. Бунин и т.д.).

Родился 1 марта (13 марта по новому стилю) 1895 г. в Санкт-Петербурге. Усыновлён немецкой обрусевшей семьей.
Учился в Петербургском университете на историко-философском факультете – на кафедре всеобщей истории. Среди его учителей – выдающийся медиевист И. М. Гревс (1860–1941) и Д. В. Айналов (1862–1939) – искусствовед, крупный знаток и исследователь древнерусского и византийского искусства (главная область интересов – храмовая архитектура). Окончил университет – в 1916 г., с 1918 г. – приват-доцент.

Был лично знаком с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, В. Ходасевичем, участвовал в многочисленных «поэтических вечерах» того времени, писал литературные рецензии, горячо увлекался творчеством Ж. Нерваля, Ш. Бодлера, Р. М. Рильке. В своей статье «Петербургская эстетика» (послесловие к изданию «Умирание искусства» 2001 г.) отечественный литературовед В. М. Толмачёв приводит слова протопресвитера Александра Шмемана о Владимире Вейдле «эмигрантского периода»: «Был он не „культурным человеком“, а неким поистине чудесным воплощением культуры. Он жил в ней, и она жила в нем с той царственной свободой и самоочевидностью, которых так мало осталось в наш век начетчиков, экспертов и специалистов».

Некоторое время (1918– 1921) после революции был вынужден искать работу за пределами Петрограда. Преподавал историю искусства в Пермском и Томском университетах. В начале августа 1921 г. возвращается в Петроград, с 1921 по 1924 г. преподавал историю средневекового искусства в Петроградском университете и в Институте истории искусств.

В июле 1924 г. уезжает за границу. С октября 1924 г. живёт в Париже. С 1925 г. преподает в Свято-Сергиевском православном богословском институте, в 1932 г. вступает в должность профессора, где вплоть до 1952 г. читает лекции по истории христианского искусства. Среди его коллег – Г. Флоровский, Г. Федотов, В. Зеньковский, А. Карташев, Б. Вышеславцев, К. Керн и т.д. В 1930-х годах приходит к Церкви под влиянием С. Н. Булгакова, оставаясь под его духовной опекой до конца смерти последнего (1944). Интересуется экуменизмом.

В 1930-х гг. в творчестве Вейдле доминирует эстетическая тематика, после войны – историософская и политическая тематика. Происходит возвращение к искусствоведческим проблемам. Толмачёв пишет об этом периоде русского мыслителя: «В 30-е годы Вейдле бывал в доме Н. А. Бердяева в Кламаре, где встречались представители русской и французской интеллигенции, а также в Медоне у Жака и Раисы Маршен. Бердяев, Вейдле, историк науки и философии А. Койре приглашались французами на коллоквиумы в Понтиньи, которые в 30-е годы явились заметным явлением интеллектуальной жизни Европы. Неудивительно, что Вейдле начал публиковаться и по-французски. Самая известная его книга — „Умирание искусства (Париж, 1937) — вначале увидела свет в своей французской версии: „Les abeilles d’Aristee“ („Пчелы Аристея“, Париж, 1936; 2-е перераб. изд. 1954). В 1937 году З. Шаховская выпустила в „Журналь де поэт“ подборку эссе о Пушкине, где наряду с В. Набоковым, М. Л. Гофманом, Г. П. Струве, а также бельгийскими поэтами был представлен и Вейдле („Пушкин и Европа“). Уже после второй мировой войны как „русско-французский“ писатель он был награжден Риварольевской премией и стал кавалером „Ордена литературных заслуг“, получив эту награду из рук министра культуры А. Мальро». 1950-1970-е годы – период преподавания в университетах Мюнхена, Нью-Йорка, Лондона, Принстона и т.д. В 1952–1957 гг. – директор программ на радио «Свобода», вел там постоянную рубрику. Из бесед Вейдле на радио «Свобода» выросла небольшая книга «Рим».

На протяжении всего периода творчества главной темой Вейдле оставалась «судьба христианского искусства», в особенности – в условиях современной цивилизации. После пятидесяти пяти лет, проведённых за рубежом, скончался в возрасте восьмидесяти четырёх лет в коммуне Клиши-ла-Гаренн к северо-западу от Парижа (1979). Похоронен на «русском кладбище» Сент-Женевьев-де-Буа.

Основные работы В.В. Вейдле

  • Вейдле В. В. Умирание искусства (1937)
  • Вейдле В. В. Крещальная мистерия и ранне-христианское искусство (1948)
  • Вейдле В. В. Вечерний день (1952)
  • Вейдле В. В. Родная чужбина (1977)
  • Вейдле В. В. Задача России (1954)
  • Вейдле В. В. Рим (1967)
  • Вейдле В. В. Безымянная страна (1968)
  • Вейдле В. В. После «Двенадцати». Приношение кресту на могиле Александра Блока (1973)
  • Вейдле В. В. О поэтах и поэзии (1973)
  • Вейдле В. В. «Зимнее солнце. Из ранних воспоминаний» (1976)
  • Вейдле В. В. «На память о себе». Стихотворения 1918–1925 и 1965–1979 (1979)
  • Вейдле В. В. Эмбриология поэзии: введение в фоносемантику поэтической речи (1980) — посмертное издание

Список очерков о философе

  • Умирание искусства
  • Проблема вымысла
  • Одиночество художника
  • Механический герой новой литературы
  • Искусство и психоанализ
  • Культ чистой поэзии
  • Утрата эпохального стиля 
  • Рационализация быта
  • Услужливое искусство и служение искусству
  • Истощение опыта чудесного
  • Феномен детства в связи с творчеством
  • Возрождение художественное и возрождение религиозное
  • Смерть и воскресение искусства
  • Задача России
  • Границы Европы
  • Россия и Запад
  • Допетровская Россия
  • Бюрократия и интеллигенция
  • Русская революция
  • Размышления о национальном характере
  • Пушкин и Европа
  • Тютчев и Россия
  • Судьба Петербурга
  • Безымянная страна
  • Петербургские открытки
  • Возвращение на родину
  • Наследие России
  • Сострадательность в русской культуре
  • Задушевность и бытовая свобода
  • Советское искусство 
  • Парижская выставка
  • Коллективистское идолопоклонство
  • Восстановление преемственности
  • Эмбриология поэзии
  • Ономатопея в поэзии
  • Поэтическая речь в зародыше
  • Детский лепет
  • Ритмическая и смысловая сторона поэтической речи
  • Музыка речи и музыка мысли
  • Сумбур и поэтическое творчество 
  • Звучащие смыслы 
  • Критика эстетики
  • Мимесис

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.