Иначе говоря, в нашем опыте отсутствует какой-либо разумный фундамент, позволяющий перетолковать явленный в познании смысл вещи и сохранить при этом познание в присущей тому логико-смысловой структуре без искажений. Акт воображения имеет иное устройство и направление, чем познавательный акт, а потому воображаемое стирание интуитивно данного смысла вещи как реальной… останется только воображаемым и не сумеет стереть, отменить познавательный смысл. Проще говоря, если определенную активность сознания мы опознаём как познавательную, то потому, что смысловая структура этой активности подразумевает контакт с самой вещью. Мы фактически понимаем познание как направленное к независимому от нас предмету и не имеем более основополагающего понимания или опыта, чтобы опровергнуть данную структуру познания, продолжая при этом иметь дело именно со структурой познания. Несогласие с конструктивизмом неокантианства заставило Сеземана обратиться к интуитивизму и феноменологии (он поддерживал реалистическое направление в феноменологии), в которых, подобно Г. Г. Шпету, русско-литовский философ усматривал ряд общих мотивов. При этом следует уточнить: Сеземан никогда полностью не отрицал значения мысленного конструирования и воображения в процессе приобретения знания. Он лишь считал, что данные акты по характеру своему не являются актами познавательными. Выражаясь несколько парадоксально, в познавательном процессе в широком смысле участвуют не только строго акты познания, но и акты воображения, эстетического переживания и др., играющие свою особую вспомогательную роль, однако все они четко отличены друг от друга феноменологически. И только преодолевая пренебрежение этим различием смысловых структур, только подойдя к нему со всей серьезностью, можно по достоинству оценить вклад каждой «способности» сознания в общее дело. Продолжить разговор об отношении Сеземана к интуитивизму и феноменологии нам поможет статья литовского философа Далюса Йонкуса «Философия Василия Сеземана: неокантианство, интуитивизм и феноменология». Приводим выдержки из текста:
«В философии ХХ века понимание интуиции сыграло значительную роль. Значение интуиции в познании признавали такие философы как Уильям Джеймс (1842–1910), Анри Бергсон (1859–1941) и Эдмунд Гуссерль. Идея интуиции как непосредственного доступа к самим вещам была основопологающей для феноменологического проекта. Особенную роль интуитивного познания подчеркивали Шелер и Хайдеггер. Последний делал акцент на концепции категориальной интуиции, необходимой для понимания структур идеальных содержаний и установления онтологических категорий (Heidegger, 1979, 97–98). <…>
Не менее важно и то, что в России в начале ХХ века возникли оригинальные концепции интуитивизма. Сеземан утверждал, что гносеологический идеализм, которому характерен субъективизм и позитивизм, можно преодолеть только на основе интуитивизма, который в русской философии представляет Семен Франк (1877–1950) и Николай Лосский. Последний был преподавателем Сеземана в 1907–1909 гг. в Санкт-Петербургском университете. Как раз в то время Лосский опубликовал свой основной труд по теории познания «Обоснование интуитивизма» (первое издание 1906 г., второе — 1908 г., третье, исправленное — 1924 г.). В этой книге обоснована интуитивистская теория познания, которая, по мнению автора, преодолевает недостатки эмпирицизма и рационализма. Лосский критиковал те теории познания, которые радикально противопоставляли субъект и объект, акт познания и внешний мир. Для него было неприемлемо объяснение данности объекта познания как некой копии объекта в самом сознании (Losskii, 1924, 41). Лосский утверждает, что философию нельзя обосновывать теоретическими положениями или фактическими данными из других наук. Он предлагал отказаться от непроверенных предположений и начинать философию с актуально наблюдаемых фактов сознания. Главное, нужно отказаться от таких теоретических предпосылок, которые подразумевают, что знание — это только отражение действительности или результат взаимодействия внутреннего и внешнего мира (Losskii, 1924, 13). Лосский своими аргументами показывает, что познание должно опираться на непосредственную данность объекта в интуиции. Любое конструирование объекта как посредствующей репрезентации является недостаточным и подразумевает непосредственную интуицию объекта.