Петр Щедровицкий

Сжатое изложение онтологии СМД-методологии как системы принципов

Щедровицкий П.Г. Сжатое изложение онтологии СМД-методологии как системы принципов [Электронный ресурс] // Сетевой журнал «Кентавр». Режим доступа: http://v2.circleplus.ru/archive/s1994/tezis/0/sgatoe/text

/
/
Сжатое изложение онтологии СМД-методологии как системы принципов

1.На определенных этапах развития СМД-подхода и Московского методологического кружка была распространена догматическая ориентация, в соответствии с которой не существует ничего, кроме деятельности или, в позитивной трактовке: «единственное, что существует — это деятельность и ее организованности».

В рамках псевдогенетической версии эволюции мира категорий подчеркивалось, что понятие и категория деятельности появляется в тот момент, когда надо объединить и связать (а значит, приписать общие законы жизни) совершенно разнородным образованиям: знакам, знаниям, средствам, операциям, процедурам, машинам и т.д.

В этом своем качестве деятельность суть поле.

В дальнейшем идея деятельности получает свою конкретизацию в принципе воспроизводства и в схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

Схема воспроизводства деятельности с трансляцией норм культуры

Переход от общего метафизического утверждения, что все есть деятельность к онтологии воспроизводства очевидно опосредована целым рядом принципов, которые я бы хотел выделить. При этом я не буду проводить последовательного различения собственно онтологических и логических принципов, исходя из того, что всякий принцип представляет собой двусоставное образование и позволяет осуществлять как онтологическую, так и логическую интерпретацию.

2.Первым является принцип эволюции, который трактуется во многом аналогично Анри Бергсону и Эдуарду ле Руа (последний ввел, как известно, понятие ноосферы).

Речь идет о распространении ограниченного (ресурса) активной материи или энергии. Этот процесс можно было бы уподобить «расползанию масляного пятна» по воде, если бы на него не накладывалась специфическая организация.

Принцип организации может быть выделен из принципа эволюции и зафиксирован как самостоятельный.

В результате вместо пятна появляется луч, который начинает распространяться более интенсивно (здесь можно сослаться на идеи Тьяра де Шардена, представляющего неотомистскую концепцию мироустройства). Это ограничение (организация), приводящее к расширению возможностей за счет интенсификации.

Вместе с тем этот механизм может рассматриваться как универсальный и объясняющий появление новых организованностей.

Палеонтолог-иезуит Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin), 1881–1955;
Математик и католический модернист Эдуард Леруа (Edouard Le Roy), 1870–1954;
Геохимик, представитель российского космизма Владимир Иванович Вернадский, 1863–1945

3.Деятельность подчиняется принципам организованной (направленной) эволюции. Используя принцип существования самой деятельности, для интерпретации отношений между деятельностью и не-деятельностью можно сказать, что деятельность является организованностью энергии или материи.

С этой точки зрения процесс воспроизводства есть лучевая (направленная, ориентированная) структура в рамках более широких процессов эволюции.

Если мы рассматриваем мир сквозь призму названных принципов (эволюции и организации), то мы можем ввести систему накладывающихся друг на друга иерархированных организаций или организованностей. Каждая из следующих организованностей паразитирует на предшествующих, но не уничтожает их. Это означает, что «вышележащая» организованность «живет» на нижележащих и за счет них. Все то, на чем паразитирует какая-то организованность, образует материю или материал по отношению к ней.

Принцип материи в этом случае употребляется в смысле индивидуации формы (смотри в этом плане работы Фомы Аквинского).

4.Каждый следующий (высший) уровень автономен в своей организации, но при этом высшие этажи перестраивают нижележащие. Деятельность в обобщенном смысле представляет собой высшую форму этой организации.

Утверждение о том, что все есть деятельность, верно лишь при морфологической установке; тогда все остальное включено в деятельность. Деятельность паразитирует на других организованностях, и они входят в деятельность. Если мы стоим на функциональной точке зрения, то все противостоит или может противостоять деятельности и является не-деятельностью.

Трудность состоит в том, что, будучи не-деятельностью, эти пласты (слои) могут пониматься (мыслиться) только как фон, совершенно-не-организованное-вещество, в том смысле, что любая организация привносится деятельностью.

5.Мышление отличается от деятельности (не тождественно деятельности).

Если мы выделяем мышление из деятельности, то необходимо предположить, что оно (мышление) может привносить свою специфическую организацию, отличную от организации и организованностей деятельности.

По своим претензиям мышление тотально, а по реализации — будучи опосредовано деятельностью (материализовано в деятельности) — регионально.

Лишь признав автономное существование мышления, можно говорить о существовании природы. Без этого разделения природа оказывается одной из организованностей, на которой паразитирует деятельность, и не может быть выделена сама по себе со своими специфическими характеристиками.

Таким образом, мышление оказывается условием спецификации (выделения) самой деятельности и различных типов материала деятельности. Мышление как не-деятельность суть условие внутреннего усложнения самой деятельности.

6.Будучи по материальному принципу эволюцией (ко-эволюцией) сложно организованных структур, деятельность вместе с тем представляет собой массу связанных между собой процессов. В этом смысле она должна рассматриваться как полиструктура.

Деятельность постоянно ассимилирует материал в нижележащих пластах и превращает его в наполнение своих функциональных мест (зон). В той мере, в какой функциональные структуры деятельности существуют раньше самих себя в форме мыслительного проекта (замысла), можно сказать, что деятельность рождается из соединения мышления и материала деятельности.

Здесь очень важно представление деятельности в рамках принципа кооперации как системы или набора мест.

Вместе с тем структуры деятельности изменяются в соответствии с характером ассимилируемого материала. Мы имеем дело с двумя процессами: ассимиляции и аккомодации, а вместе с тем с постоянной борьбой функционализации и морфологизации.

Ассимиляция — это поглощение материала и его структурирование в соответствии с деятельностью как совокупностью процессов (приводящее к появлению организованностей материала).

Аккомодация — это изменение самих процессов в соответствии с характером материала.

7.В той мере, в какой деятельность всегда имеет дело не с чистым, а со структурированным материалом, мы обязаны вводить различие порождающих структур в деятельности (Д[и]) и деятельности, протекающей в структурах (организованностях или организованных структурах) (Д[е]).

Условно можно говорить, что «результатом» деятельности является все большая и большая структурированность мирового материала, в смысле эволюции — как одновременное ограничение и расширение возможностей.

Каждый процесс в деятельности по-своему структурирует материал. Число этих процессов в силу дифференциации деятельности возрастает.

Речь идет об экстенсивной и интенсивной эволюции. Экстенсивные процессы связаны с охватом новых типов материала, не входивших раньше в деятельность, а интенсивные — с переорганизацией структур деятельности с материалом, появлением новых связей, зависимостей, сетей. Интенсивная эволюция иногда характеризуется как развитие. «Экстенсивные» и «интенсивные» режимы эволюции сосуществуют в рамках одних и тех же формаций мыследеятельности.

Внутри структурируемого таким образом материала появляются автономные организованности материала, которые приобретают относительную самостоятельность внутри поля деятельности.

Эта автономизация связана с принципом программности, с программными эффектами в деятельности. Будучи отпечатком некоего процесса, организованность несет на себе этот процесс в возможности и является источником отклонений и турбулентных процессов в деятельности. Речь в этом случае идет о структурированных организованностях.

8.Деятельностный подход исходит из незаданности вещей и предметов в деятельности. Вещи трактуются как зоны повышенной структурированности (организованности). Любая организованность размазана по деятельности: необходимо говорить о множественности форм существования любой организованности в деятельности. Фиксируя переход ядра организованности (как функционального, так и морфологического) из одной структуры в другую, можно выделять трассу жизни организованности, а также первичные и вторичные контуры организации, накладываемые различными процессами деятельности.

Натуралистическое сознание будет всегда задаваться вопросом о том, какая из множества форм существования является подлинной; вместе с тем системный подход видит сущность «вещей» деятельностного мира в тех системных контекстах, в которые она включена, деятельностный подход видит сущность в процессе перехода (трассы и цикла жизни), а принцип развития заставляет видеть сущность в том будущем состоянии деятельностного универсума, которого еще нет.

9.Все без исключения организованности деятельности несут на себе печать воспроизводства (клеймо, тип). Однако если для одних организованностей этот процесс является первичным, а сами эти организованности как бы выражают этот процесс, то для других воспроизводство является вторичным процессом: он захватывает уже ставшую организованность и призван ее транслировать.

Во втором случае воспроизводство также порождает свою организованность, но она накладывается поверх первой и сопрягается с первой, впечатывается в нее.

При этом можно сказать, что организованность выступает как рельсы или каналы особого типа. В материале оформляются процессы деятельности, трассы движения, пути, следы. Сложившись, эти структурированные организованности становятся условиями протекания новых процессов, направляют их. Эту роль фиксажа в деятельности играют технические и семиотические машины (знаки и знаковые системы).

Эти машины выступают материальными условиями других процессов. Именно поэтому, анализируя знаковые системы и технологии, мы можем «высчитывать» процессы будущей деятельности.

Библиографическая ссылка

Щедровицкий П.Г. Сжатое изложение онтологии СМД-методологии как системы принципов [Электронный ресурс] // Сетевой журнал «Кентавр». Режим доступа: http://v2.circleplus.ru/archive/s1994/tezis/0/sgatoe/text

Поделиться:

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.