Философия России

Поварнин Сергей Иннокентьевич

Русский философ и логик. (1870-1952)

/
/
Поварнин Сергей Иннокентьевич

«… плохое чтение очень способствует выработке двух нежелательных типов людей: фразера и «человека с кашей в голове». Фразером называют того, кто любит говорить «громкие слова», между тем как в душе его этим словам нет соответствия. Мысли, чувства, связанные с ними, ему на самом деле глубоко безразличны. Его жизнь и поступки часто определяются совершенно противоположными «настоящими» его мыслями и чувствами. У человека с «кашей в голове» надерганы отовсюду разные отрывки знаний. И все они без связи друг с другом (или в совершенно фантастической «связи»), без системы, плохо понятые и совершенно непереваренные»

С. И. Поварнин

С. И. Поварнин (1870–1952) – выдающийся отечественный логик и философ, специалист по теории аргументации. Широкой публике наиболее известен своими двумя произведениями: «Искусство спора» (1918, в первом издании – «Спор. О теории и практике спора») и «Как читать книги» (1924). В статье «Города и люди в жизни Сергея Иннокентьевича Поварнина» российские исследовательницы Л. Г. Тоноян и Т. Е. Сохор рассматривают вклад Поварнина «в науку и в образование России рубежа XIX – XX веков». Приводим выдержки из текста:

«… один из российских философов, внесших серьезный вклад в логическую науку. Он сумел вырваться из социального слоя «солдатских детей» и перейти в разряд столичной интеллигенции. 

Замыслам философа не дано было полностью осуществиться, но уже к своему сорокалетию Поварнин достиг творческой зрелости, своего акме и успел реализовать некоторые свои начинания. В послереволюционный период изменилось отношение власти к логической науке, а вместе с ним и судьба С. И. Поварнина. Он не был выдворен из страны, как его коллеги по историко-философскому факультету, и не собирался сам ее покидать в последующие годы, ожидая разумных реформ образования и новых возможностей для самореализации в науке. Но этого не произошло: судьба на два десятилетия предначертала ученому развитие в совсем другом виде деятельности – библиотековедении. Только после Великой Отечественной войны для С. И. Поварнина, словно вспышка яркой звезды, появится возможность вернуться к преподаванию логики, но почти сразу за этим наступит период борьбы с космополитизмом, уход из университета и забвение трудов ученого еще на несколько десятилетий. <…>

Через шесть лет, в 1918 г., статья «Об аскетизме» войдет в состав сборника «У истоков живой религии», где нашли отражение основные темы, волновавшие Поварнина. Страницы книги наполнены живым религиозным чувством, придающим светлое возвышенное настроение. У многих современников С. И. Поварнина из сферы культуры вера в науку постепенно заменяла веру в Бога, С. И. Поварнин же видел будущее в обновлении религии… <…>

Но вернемся назад, в 1884 год, когда Сергей Поварнин закончил прогимназию, и надо было решать, где продолжать обучение: в губернском Орле или в Санкт-Петербурге. Первый находился ближе к родному дому, второй – далекий и столичный, притягивал богатой культурой, блестящими учебными заведениями, широкими возможностями. Выбор С. И. Поварниным был сделан раз и навсегда – Санкт-Петербург!

В 1890 г. Поварнин зачисляется на отделение восточных языков в Императорский Санкт-Петербургский университет, но бедность, сопровождавшая Сергея Иннокентьевича, и тут дала о себе знать: оплачивать обучение было нечем. Отчаявшись, он возвращается в Брянск, поступает вольнонаемным в Дорогобужский пехотный полк, пытаясь найти себя в военной карьере. Несколько лет, проведенные в кругу семьи, дали возможность Поварнину определиться: любовь к литературе, желание получить образование и реализовать себя на этом поприще пересилили и вернули его в Петербург. Листок с написанными в горькие дни строками стихотворения «Будь проклята навек столица! Ты все надежды отняла…» Поварнин хранил всю свою жизнь: как напоминание о минутной слабости и желании «сложить оружие без борьбы».

В 1895 году он подает прошение в Канцелярию университета о зачислении его на историко-филологический факультет. Понимая, что придется оплачивать обучение, Поварнин начинает много и усиленно работать в различных журналах и газетах, публикуя критические работы на темы современной русской литературы, библиографические обзоры, свои стихи. Слушая университетские лекции, он одновременно занимается самообразованием, и в 1900 году, завершая университетское образование, получает золотую медаль и диплом первой степени. За проявленные в учебе успехи он был оставлен для подготовки к профессорскому званию, еще через несколько лет отправлен за границу.

В 1907–1914 годах Поварнин принимал участие в большом проекте «Словарь литературных типов» сначала в качестве сотрудника, а позднее в качестве главного соредактора. Главным редактором выпусков словаря был Николай Носков – однокашник Поварнина, профессиональный редактор и журналист, в дальнейшем его друг и коллега. На выход первых выпусков последовал шквал хвалебных рецензий в журналах и газетах того времени. Но самая весомая рецензия принадлежит перу маститого русского религиозного философа В. В. Розанова в газете «Новое время»: «Все в нем полно, умно, заботливо и – не расплывчато, без лишних слов (самая опасная сторона в подобных изданиях). “Словарь” – крепко, туго сколочен». Тот самый Розанов, который в 1880-е годы в Брянске обучал маленького Сергея начаткам географии, дает в 1911 г. блестящую характеристику работе Н. Носкова и С. Поварнина: «полнота “типов” – исчерпывающа».

С. И. Поварнин в политической жизни участия не принимал никогда, помня, как дорого далось ему получение образования.

Оставаясь всю жизнь скромным, честным и деликатным человеком, он, переживший в юности свою личную драму на почве поиска истины, надежд на воплощение грандиозных общественных идей и собственных смелых замыслов, вряд ли понимал необходимость «разрушения до основания» старого установленного порядка вещей. Дистанцирование от политических баталий и полное принятие взглядов своего учителя А. И. Введенского увеличивало пропасть между ним и его коллегами по университету, возможная дружба с которыми была так близка. Научная дискуссия между С.И. Поварниным и Н. О. Лосским, которая была спровоцирована Введенским, постепенно превращалась в откровенное противостояние, выковывая у Поварнина практический опыт аргументации. 

Этот опыт не мог не сказаться при написании его классического труда – «Искусство спора».

Основной вклад в логику С. И. Поварнин внес магистерской диссертацией «Логика. Общее учение о доказательстве» (1915) и исследованием «Логика отношений. Ее сущность и значение» (1917). В своем подходе автор выделяет три взаимосвязанные, но разные по задачам, теории в логике. Первая – гносеологическая: ее образцом является логика А. И. Введенского. Вторая – теоретическая: ее образцом служит «Классификация выводов» М. И. Каринского, главной задачей которого было исследование умозаключений и доказательств. Поварнин относил сюда свою «Логику отношений», а также символическую (математическую) логику, отмечая при этом односторонность ее дедуктивного метода. Третья теория – практическая: в ней анализируются доказательства для использования этих результатов в научных исследованиях, в ораторском и «диалектическом» искусстве.

Опираясь на трехчленное представление суждения (субъект, предикат и отношение), Поварнин строит новую теорию умозаключения, теорию доказательства, предпочитая логику в целом определять как теорию вывода. В современной ему логике автор видит преимущественно несиллогистическую логику, – именно такая ее ориентация представлялась ему новаторским русским вкладом в разработку и переосмысление логики, осуществленным М. И. Каринским, Л. В. Рутковским и Н. Я. Гротом. Поварнин считал, что традиционное деление суждения на субъект и предикат является помехой, не позволяющей корректно и просто, без натяжек укладывать разнообразные рассуждения в ложе категорического силлогизма. Посему, логику обычного рассуждения без среднего термина лучше интерпретировать как «логику отношений». Позаимствовав из логистики термин «логика отношений», Поварнин придал этому выражению иное, чем в математической логике значение: «Логика отношений» – учение о логическом замещении, упрощающее анализ многих доказательств и применение формул к частным случаям. Оно позволяет связать «непосредственные» умозаключения с «опосредованными», с категорическими и условными умозаключениями, показав их родство. В этом Поварнин усматривал научную новизну своего исследования.

О преподавании Поварнина в университете в 1920-е годы оставил воспоминания Д. С. Лихачев: «Из занятий в университете больше всего давали мне не “общие курсы” (они почти и не читались), а семинарии и просеминарии с чтением и толкованием тех или иных текстов. Во-первых, занятия по логике. С первого курса я посещал практические занятия по логике профессора А. И. Введенского <…> Когда лекции и занятия А. И. Введенского прекратились, один из наших “взрослых” студентов, помню – из числа участников гражданской войны – организовал группу по занятиям логикой на квартире у профессора С. И. Поварнина, автора известного учебника логики. Мы ходили к нему и читали в русском переводе “Логические исследования” Гуссерля, изредка для лучшего понимания текста обращаясь к немецкому оригиналу. Поварнин неоднократно повторял нам: языки надо знать хотя бы немного, хотя бы постоянно прибегая к словарю, ибо переводчикам научных и технических книг доверять нельзя. И это мы ощущали». Сам Сергей Иннокентьевич прекрасно владел тремя иностранными языками, двумя классическими и немного санскритом.

В 1924 году С. И. Поварнин уходит из университета, так как логика и философия перестают преподаваться в высших учебных заведениях. В последующие годы Поварнин испытывал огромные материальные трудности: подрабатывал в Публичной библиотеке, Педагогическом институте, библиотеке Института мозга, Институте «Живого слова», на курсах Техники речи и пр., но все это лишь давало возможность еле-еле сводить концы с концами. В 1926 г. он получает место заведующего фундаментальной библиотекой Государственного Института до усовершенствования врачей (ГИДУВ). Наступивший с рубежом 1926/1927 годов пятнадцатилетний период жизни С. И. Поварнина – самый спокойный и стабильный в его многострадальной судьбе: он занимался делом, которое прекрасно знал и любил – библиотековедением. В период до 1944 года он полностью отдает себя работе в библиотеке.

В августе 1944 г. Поварнина приглашают на философский факультет для преподавания логики на должность профессора! В СССР кафедры логики открылись лишь в 1947 году, когда логика стала вводиться в среднюю школу. Сказать, что за все годы «отлучения от университета» С. И. Поварнин не думал о формальной логике, нельзя. Просто время было не только против него самого, но и против формальной логики. Она объявлялась враждебной революционной теории рабочего класса, «служанкой метафизики и буржуазии». В вышедшем в 1938 году знаменитом «Кратком курсе истории ВКП (б)» С. И. Поварнин в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном И. Сталиным, нашёл нужный «аргумент» для обоснования важности проблемы, изучаемой формальной логикой, и, воспользовавшись им, написал теоретическую работу «Логические исследования».

В марте 1939 года, используя данный аргумент, он пишет письмо И. В. Сталину, в котором рассуждает об умении анализировать и проверять выводы и доказательства, предлагает «начать исследование заново», восстановив изучение логики: «Вам так дорого развитие науки и мысли в СССР. Может быть, Вы найдете правильным и своевременным как-нибудь столкнуть и этот вопрос с мертвой точки». Насколько письмо Поварнина повлияло на этот процесс, судить трудно, но статус логики как учебной дисциплины вскоре был восстановлен. Война и идеологическая предвзятость лишь затормозили возвращение формальной логики в образовательный процесс.

После выхода в 1946 году постановления ЦК ВКП(б) о преподавании логики и психологии в средней школе возникла и проблема педагогических кадров. В 1947 году на пяти философских факультетах университетов, а также и на 15 факультетах языка и литературы педагогических институтов были открыты отделения логики. Сразу же, с 1 сентября была организована и аспирантура по логике. Появившиеся после войны кафедры логики продолжают существовать до сих пор, а логика как учебная дисциплина и как наука продолжает плодотворно развиваться. В истории Санкт-Петербургского университета память о С. И. Поварнине навсегда сохранится как имя первого профессора логики, прямого продолжателя традиций логико-философской школы Императорского Санкт-Петербургского университета».

Список очерков о философе

….

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.