Философия России

Михайловский Николай Константинович

Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества. (1842-1904)

/
/
Михайловский Николай Константинович

«Всякий раз, как приходит мне в голову слово «правда», я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой. Такого слова нет, кажется ни в одном европейском языке. Кажется, только по-русски правда-истина и правда-справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одном великое целое… Безбоязненно смотреть в глаза действительности и её отражению в правде-истине, правде объективной, и в то же время оборонять и правду-справедливость, правду субъективную, — такова задача всей моей жизни. Нелёгкая это задача»

Н.К. Михайловский

Николай Константинович Михайловский родился 27 ноября 1842 года в Мещовске (Калужская губерния). Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»).

С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).

В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80. 

Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).

Николай Константинович скончался в 1904 году и был похоронен в Санкт- Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Михайловский известен как социальный философ, идеолог народничества и литературный критик.

В.В. Зеньковский пишет о нем:

«Творческая мысль у Михайловского работала очень сильно — это был ум, способный к широким обобщениям, к смелым построениям, ум глубокий и философски одаренный. Но вся духовная атмосфера, которой с юных лет дышал Михайловский, была неблагоприятна для его научно–философского творчества. Будучи по природе натурой религиозной (в психологическом смысле этого слова), он всецело разделял общую установку секуляризма; … на этой почве созревал у Михайловского глубокий внутренний надлом. Как у всех религиозных натур, поверивших в правду секуляризма, и у Михайловского его религиозные движения искали выхода в этическом пафосе. Михайловский (как одновременно с ним Достоевский) стал одним из самых ярких и влиятельных проповедников персонализма; философское чутье не позволило ему остановиться на простом «исповедании» персонализма, — и отсюда выросли такие замечательные его статьи, как «Борьба за индивидуальность», «Записки профана»; отсюда выросли и его замечательные построения в социологии. Персонализм у Михайловского стремится стать мировоззрением, превратиться в философскую систему, но не следует забывать об этическом корне, основном этическом смысле его персонализма.

Из этого же этического корня растет и прославленный его «субъективизм». Михайловский, как и Герцен и Лавров, существенно антропоцентричен; он вообще немало сделал для изучения «тайны человека», но на его антропологию, как и указанных выше мыслителей, в высшей степени сильное влияние имели позитивизм и релятивизм его эпохи. Но, как Лавров, будучи принципиальным релятивистом, уcвоял этической сфере черты безусловности и категоричности, так и Михайловский был неуступчив и категоричен в этическом сознании. В Михайловском мы снова (как и у Достоевского) находим бесспорное и глубокое влияние Шиллера, — и именно в его антропологии. Идеал внутренней целостности у Михайловского выражен гораздо конкретнее и ярче, чем у Лаврова. Сам Михайловский так и не смог выйти за пределы позитивизма, чтобы метафизически обосновать моральные искания человека, — и оттого построения Михайловского являются таким же выражением «полупозитивизма», как и воззрения Лаврова».

Основные работы Н.К. Михайловского

  • «Что такое прогресс?» (1869)
  • «Аналогичный метод в общественной науке» (1869)
  • «Теория Дарвина и общественная наука» (1870—1873)
  • «Борьба за индивидуальность» (1875—1876)
  • «Записки профана» (1875—1877)
  • «Герои и толпа» (1882)
  • «Лев Толстой» (1887)
  • «Щедрин» (1890)
  • «Иван Грозный в русской литературе. Герой безвременья» (1892)
  • «Литература и жизнь» (1892)

Список очерков о философе

  • Очерк философии. Ч. 1
  • Очерк философии. Ч. 2.
  • Взгляды на развитие
  • Субъективный метод
  • Теория любви
  • Критика метафизики
  • Герои и толпа. Ч. 1
  • Герои и толпа. Ч. 2
  • Литературная критика. Ч. 1
  • Литературная критика. Ч. 2
  • Критика Розанова
  • Критика символизма
  • В контексте эпохи
  • Некролог

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России