Философия России

Лосев Алексей Федорович

Русский советский философ, антиковед, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры. (1893-1988)

/
/
Лосев Алексей Федорович

«Имя, число, миф – стихия нашей с тобой жизни»

Из письма А.Ф. Лосева своей жене В.М. Лосевой (в период заключения)

Алексей Федорович Лосев родился 10 сентября (23 сентября) 1893 года в городе Новочеркасске. Отец, Ф.П. Лосев, работал архивариусом в Духовной консистории. Мать, Н.А. Лосева, вела домашнее хозяйство. А.Ф. Лосев был крещен дедом, протоиереем о. Алексеем Поляковым, настоятелем храма Михаила Архангела. О том, что А.Ф. Лосев в плане характера унаследовал от своих родителей, А.А. Тахо-Годи пишет следующее:

«Как признавался сам Лосев, от отца к нему перешел «разгул и размах, его вечное искательство и наслаждение свободой мысли и бытовой несвязанностью ни с чем».

Добавим сюда – страсть к музыке, скрипке, математике, театру (драме и опере), церковному пению, колокольному звону, артистизм, явленный в науке, в игре ума и мысли, в тончайших диалектических построениях философских категорий, в преподавании. Нет, немалое наследство перешло от беспутного отца к строгому логику, философу мифа, имени и числа, чьи книги – апофеоз системы – высокого горения ума, духа и сердца… А мать? Тихая, скромная, беззаветно любящая сына. От матери же унаследовал Алексей Федорович строгие моральные принципы, те добродетели, о которых мы просим в Великий пост в молитве Ефрема Сирина: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. А дед, строгий протоиерей? От деда идет глубокая внутренняя связь с храмом и храмовым действом».

В 1903 году А.Ф. Лосев поступает в классическую гимназию в Новочеркасске, которую заканчивает с золотой медалью в 1911 году. Одновременно заканчивает частную музыкальную школу по классу скрипки у Ф.А. Стаджи, известного педагога-итальянца. В 1911 году поступает в Московский Императорский университет; заканчивает его в 1915 году сразу по двум отделениям историко-филологического факультета – философскому и классической филологии. Диплом «О мироощущении Эсхила» получает одобрение у поэта-символиста Вяч. Иванова. Лосев оставлен при университете на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию под руководством проф. Н.И. Новосадского. Одновременно преподает в гимназиях литературу и латинский язык. В 1916-1922 гг. выступает с докладами по философии Платона и Аристотеля в Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева, в Вольной академии духовной культуры Н. А. Бердяева, в Психологическом обществе при Московском университете, в философском кружке Л. М. Лопатина.

В 1917 году снимает комнату на Воздвиженке 13, кв. 12, у М.В. и Т.Е. Соколовых, где знакомится с их дочерью Валентиной Михайловной. В 1922 г. венчается с В.М. Соколовой в Сергиевом Посаде, обряд проводит о. П. Флоренский.

В 1923 году сближается иеромонахом о. Митрофаном (Тихоновым) из закрытой Зосимовой пустыни, который поселяется под видом родственника у Лосевых. В 1924 году знакомится с афонским архимандритом о. Давидом (Мухрановым), который становится духовником Лосевых. В 1929 г. принимает вместе с женой тайный монашеский постриг, берет имя Андроник.

1920-е гг. – крайне интенсивный для Лосева творческий период. Помимо собственно философской и культурологической проблематики, в этот период Лосев занят богословскими проблемами имени. Выступает с имяславскими докладами и тезисами.

Главным плодом деятельности этого периода становится «восьмикнижие», которое выходит в 1927-1930 гг.: «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа».

Под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа» 18 апреля 1930 г. Лосев подвергается аресту. Четыре с половиной месяца сидит в одиночной камере, а затем – 17 месяцев во внутренней тюрьме Лубянки. 20 сентября 1931 года объявление приговора: А.Ф. Лосеву 10 лет лагерей, В. М. Лосевой 5 лет лагерей. Проводит несколько лет в лагерях на Беломорско-Балтийском канале. 4 августа 1933 года постановлением ЦИК СССР снята судимость, и А.Ф. Лосев восстановлен в гражданских правах.

В 1935-1940 гг. А.Ф. Лосев работает в московских вузах. По решению ЦК ВКП(б) ему запрещено заниматься философией, но разрешается античная эстетика и античная мифология. В ночь на 12 августа 1941 г. от бомбежки рушится дом по Воздвиженке 13, где жили Лосевы и Соколовы, погибает библиотека А.Ф. Лосева. Переезд на Арбат, д. 33, кв. 20.

16 октября 1943 года Лосев утвержден в степени доктора филологических наук без защиты диссертации (honoris causa). В 1944 году переходит в МГПИ им. Ленина. Работает на кафедре классической филологии, далее на кафедре русского языка и кафедре общего языкознания, занят преподавательской деятельностью. В 1956 году начинает работу над «Историей античной эстетики». С 1957 года начинается регулярное издание трудов А. Ф. Лосева. С 1963 по 1988 г. выходит в 8 томах «История античной эстетики». На старости лет Лосев получает всеобщее признание в отечественном научном сообществе.

А. Ф. Лосев скончался 24 мая 1988 г., в день святых Кирилла и Мефодия. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». 23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки был открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

В целом А. Ф. Лосев является продолжателем «соловьевской» линии русского философствования (в юности Лосев испытал большое влияние философии В. Соловьева); он может быть смело причислен к «религиозной философии». Но, несмотря на религиозную и даже мистическую мотивированность его исканий, Лосев является строгим логиком и диалектиком. Его перу принадлежат сотни трудов по классической филологии, платонизму, неоплатонизму, христианской теологии, имяславию, философии имени, мистике, эстетике, философии музыки, философии искусства, семиотике, семантике, литературоведению; Лосеву также принадлежат переводы с греческого, латинского, немецкого и других древних и современных языков. Грандиозность и масштабность лосевского наследия, безусловно, не имеет аналогов в русской философии.

Основные работы А.Ф. Лосева

  • «О мироощущении Эсхила» (1914—1915)
  • «Философия имени» (1927)
  • «Античный космос и современная наука» (1927)
  • «Диалектика художественной формы» (1927)
  • «Музыка как предмет логики» (1927)
  • «Диалектика числа у Плотина» (1928)
  • «Критика платонизма у Аристотеля» (1929)
  • «Очерки античного символизма и мифологии» (1930)
  • «Диалектика мифа» (1930)
  • «Эстетика Возрождения» (1978)
  • «История античной эстетики» (1968–1992)

Список очерков о философе

  • Очерк философии
  • Гимназические сочинения
  • Атеизм и его происхождение
  • Ранний период. Ч. 1
  • Ранний период. Ч. 2
  • Значение наук и искусств
  • Русская философия
  • Эрос у Платона
  • О мироощущении Эсхила. Ч. 1
  • О мироощущении Эсхила. Ч. 2
  • Строение художественного мироощущения
  • Очерк о музыке
  • О философском мировоззрении Скрябина. Ч. 1
  • О философском мировоззрении Скрябина Ч. 2
  • Философский комментарий к Вагнеру
  • Размышления о Боге, мире и человеке
  • Психология мышления
  • Имяславие. Ч. 1
  • Имяславие. Ч. 2
  • Имяславие. Ч. 3
  • Философия имени. Ч. 1
  • Философия имени. Ч. 2
  • Философия имени. Ч. 3
  • Философия имени. Ч. 4
  • Философия имени. Ч. 5
  • Философия имени. Ч. 6
  • Вещи и имя
  • Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 1
  • Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 2
  • Очерки античного символизма и мифологии. Ч. 3
  • Диалектика мифа. Ч. 1
  • Диалектика мифа. Ч. 2
  • Диалектика мифа. Ч. 3
  • Музыка как предмет логики
  • Античный космос и современная наука
  • Диалектика художественной формы. Ч. 1
  • Диалектика художественной формы. Ч. 2
  • Диалектика художественной формы. Ч. 3
  • Критика платонизма у Аристотеля. Ч. 1
  • Критика платонизма у Аристотеля. Ч. 2
  • Диалектика числа у Платона
  • Дополнения к диалектике мифа. Ч. 1
  • Дополнения к диалектике мифа. Ч. 2
  •  Дополнения к диалектике мифа. Ч. 3
  • Самое само. Ч. 1
  • Самое само. Ч. 2
  • Самое само. Ч. 3
  • Самое само. Ч. 4
  • История античной эстетики. Ч. 1
  • История античной эстетики. Ч. 2
  • Неоплатонизм, изложенный ясно, как солнце
  • Лосев и марксизм. Ч. 1
  • Лосев и марксизм. Ч. 2
  • Лосев и марксизм. Ч. 3
  • Эстетика Гомера
  • Гомер
  • Эстетика элеатов
  • Эстетика Гераклита
  • Эстетика Демокрита
  • Математический характер ранней классики
  • Личность, судьба, время
  • Искусство и человек
  • Софисты
  • Сократ
  • Киники
  • Материализм и идеализм
  • Платон. Ч. 1
  • Платон. Ч. 2
  • Платон. Ч. 3
  • Платон. Ч. 4
  • Лосев и Платон. Ч. 1
  • Лосев и Платон. Ч. 2
  • Лосев и Платон. Ч. 3
  • Аристотель. Ч. 1
  • Аристотель. Ч. 2
  • Стоицизм
  • Эпикурейство
  • Скептицизм. Ч. 1
  • Скептицизм. Ч. 2
  • Эллинистически-римская эстетика
  • Поздний эллинизм
  • Плотин. Ч. 1
  • Плотин. Ч. 2
  • Империатор Юлиан
  • Прокл. Ч. 1
  • Прокл. Ч. 2
  • Двенадцать тезисов об античной культуре
  • Символ
  • Метафора театральной сцены
  • Эстетика возрождения
  • Обратная сторона титанизма
  • Цезарь Борджиа
  • Ограниченность индивидуализма
  • Теория языка
  • Онтология языка
  • Проблема интерпретации знака
  • Живописность
  • Метафора
  • Поток сознания
  • Смысловая валентность 
  • Учение стоиков о языке 
  • Художественный стиль
  • Что не есть стиль
  • Свобода и принудительность в стиле
  • Сущность определения стиля
  • Первичные модели стиля
  • Книга Лосева о Соловьёве
  • Соловьёв-студент
  • Последний период творчества Соловьёва
  • Обзор философских начал цельного знания
  • Обзор критики отвлеченных начал
  • Обзор исторических дел философии
  • Бибихин о Лосеве
  • Некролог

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России