Философия России

Карсавин Лев Платонович

Русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. (1882-1952)

/
/
Карсавин Лев Платонович

«Личность всевременна и всепространственна. Несовершенная же личность ограниченно всевременна и всепространственна»

Л.П. Карсавин

Лев Платонович Карсавин родился 13 декабря 1882 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). Был учеником И. М. Гревса. С 1909 преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912), затем профессор (с 1916).

Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Инспектор Историко-филологического института (1914). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).

Участвовал в петроградском «Братстве Святой Софии» (1918—1922). В 1920 г. – один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.

В августе 1922 был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.

Выслан в ноябре 1922 вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель (вместе с Н. А. Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты

«Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.

В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 года жил в Каунасе; в 1928—1940 годах профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 года преподавал на литовском языке). С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 года одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее.

В 1944 году советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР.

В.В. Зеньковский пишет о философском и научном творчестве Л.П. Карсавина  следующее:

«Карсавин был специалистом по западноевропейской истории, занимался преимущественно вопросами религиозной истории Запада. Однако Карсавина рано потянуло к философии и богословию; он жадно впитывал в себя – и здесь то и сказалось со всей силой влияние Вл. Соловьева, особенно его «Чтений о Богочеловечестве» – построения западных и русских богословов и философов…

Кроме влияния Соловьева, у него, несомненно, сказалось влияние старых славянофилов. Будучи историком религиозной жизни Зап. Европы, Карсавин не только не увлекся этой богатой историей, но, наоборот, подобно славянофилам, сильнее оттолкнулся от Запада. Единственно кто привлек к себе симпатии Карсавина (сужу, конечно, лишь по его книгам), это Дж. Бруно, которому Карсавин посвятил большую работу, и, конечно, стоящий за Дж. Бруно – Николай Кузанский. Но вне этого Карсавин в своих суждениях о Западе – пристрастен и суров, – недаром он в последние десять лет творчества примкнул к евразийцам. А в одном месте Карсавин высказывает такую мысль: «История (т.е. наука истории) должна быть православной».

Чтобы понять это претенциозное утверждение, нужно, конечно, иметь в виду, что для Карсавина «осмысление развития человечества возможно только как метафизика истории, степенью близости к которой определяется ценность всякой исторической работы»… Здесь отмечаем эту сращенностъ для Карсавина всякого «осмысления» данных опыта и метафизики – из чего и вытекает у него своеобразная конфессиональностъ в науке. «Чистое» познание Карсавина вообще представляется «отвлеченным»: «отъединенное от прочих качествований знание необходимо умалено в качестве знания»,— пишет он. «Инобытное» (т.е. то, что вне человека), – пишет в другом месте Карсавин, – постигается нами в непременной связи с нашим самосознанием и Богосознанием». Для него «вера – основа знания, наличная в каждом акте его, наличная и в признании чего-либо истинным». «Когда наука (философия) пытается обойтись без веры и найти свои основания, – читаем мы в другом месте, – она обнаруживает в глубине своей религиозную веру», ибо «основа нашего бытия, нашей жизнедеятельности и нашего знания дана в вере, как всецелом причастии к Истине; только верою можно окончательно обосновать знание». Этим определяется у Карсавина и отношение науки и философии к богословию.

«Хочет или не хочет того наука, но она, особенно же на вершине своей в качестве философии, исходит из некоторых основоначал, которые, притязая на абсолютную значимость, являются высказываниями об Абсолютном», т.е. становятся на путь веры (как всецелого причастия к Истине). Без обоснования в вере философия обрекает себя на то, чтобы быть «знанием гипотетическим»; поэтому, «желая оставаться философским (научным), философское знание обязано сказать: «философия должна быть служанкой богословия». «Служанкой, — поясняет тут же Карсавин, – но не рабой», «Богословие, – пишет дальше Карсавин, – стихия свободного познавательного искания; исходя из него, философия не может стать несвободной». «Разве она будет свободнее, – спрашивает тут же Карсавин, – если, вопреки истине, признает предпосылки нерелигиозными и тем ограничит и предмет свой и свой метод?» Если «эмпирически вражда религии с философией неизбежна», то вина здесь лежит на богословах, которые «недооценивают философского сомнения, вожделеют о рабской покорности… Пока существует, – заключает Карсавин, – этот дух деспотизма неизбежен и необходим пафос свободы».

Основные работы Л.П. Карсавина

  • «Очерки итальянской религиозной жизни в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1912)
  • «Основы средневековой религии в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1915)
  • «Saligia, или Краткое наставление о Боге, вселенной, человеке, зле и семи смертных грехах» (1919)
  • «Восток, Запад и Русская идея» (1922)
  • «Римский католицизм» (1922)
  • «Философия истории» (1923)
  • «О началах» (1925)
  • «О личности» (1929) 

Серия книг «Философия России» - Л.П. Карсавин

Книга систематически представляет современную рецепцию творчества Л. П. Карсавина (1882–1952), одного из крупнейших русских религиозных философов ХХ в., бывшего также известным историком-медиевистом. Обсуждаются его исторические концепции, новые для своего времени и продолжающие вызывать научный интерес в наши дни. Детально, на базе впервые привлекаемых архивных материалов, раскрывается роль Карсавина в Евразийском движении. Особое внимание уделяется философии личности Карсавина; большой современный интерес представляет и структура письма, поэтика философских текстов Карсавина. Рассматриваются отношения философа с его основными «диалогическими партнерами»: тема католичества у Карсавина, его деятельность в литовской науке и культуре.

Поделиться:

Философия россии первой половины XX Века

Петражицкий Лев Иосифович

Петражицкий Лев Иосифович

Российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.
Иванов Вячеслав Иванович

Иванов Вячеслав Иванович

Русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог символизма, исследователь дионисийства.
Голосовкер Яков Эммануилович

Голосовкер Яков Эммануилович

Русский и советский философ, писатель, переводчик.
Эрн Владимир Францевич

Эрн Владимир Францевич

Русский философ и публицист начала XX века.
Федотов Георгий Петрович

Федотов Георгий Петрович

Русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.
Мережковский Дмитрий Сергеевич

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Александр Койре (Александр Вольфович Койра)

Александр Койре (Александр Вольфович Койра)

Французский философ российского происхождения, историк науки и философии.
Вернадский Владимир Иванович

Вернадский Владимир Иванович

Русский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, основоположник биогеохимии. Представитель русского космизма.
Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич

Русский философ, богослов, православный священник, экономист, теолог. Один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже.
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России, ординарный академик Санкт-Петербургской академии наук.