Потенциальные состояния именуются следующим образом (в скобках показано, как они реализуются и указаны те, кого Жаков считает авторитетами в этой области): 1. Бесконечность (пустое пространство) (гностик Валентин и апостол Павел); 2. Вечность (время без событий) (некоторые индуистские школы); 3. Первоматерия (энергия) (древний и новый материализм); 4. Душа космическая (Перводуша), (душа бессознательная) (Шопенгауэр, Э. Гартман); 5. Разум космический (Перворазум) (интуиция) (индусское учение о Браме, Гегель); 6. Космическая жажда творчества (Первопрекрасное) (Ницше) (жажда прекрасного); 7. Любовь космическая (Перводобро) (Евклид Мегарский, Владимир Соловьев) (любовь бескорыстная, стремление к жертве бессознательной).
Эти грани гомологичны по отношению друг к другу, то есть «сходны по существу», а не по форме. Так, «психические процессы (ассоциации) гомологичны, но не тождественны с логическими». <…>
Итак, категории, по Жакову, проходят в развитии потенциальное, реальное и вновь потенциальное состояния. Каждая из них идет к своему пределу, стремясь максимально реализовать себя. При этом реальное состояние рассматривается как частный случай гораздо более разнообразного потенциального состояния. С другой стороны, в процессе инволюции Первопотенциала мир развивается сначала в низших категориях, и только затем – в высших (логическое, эстетическое и моральное), которым соответствуют такие социально значимые ценности, как истина, красота и добро, и которые обобщаются в понятии культуры, представляющей собой неотъемлемое условие существования общества. В этом, по Жакову, и состоит прогресс. Соответственно, в процессе эволюции Первопотенциала первыми переходят в потенциальное состояние высшие грани и лишь потом – низшие.
Таким образом, три из семи вышеупомянутых категорий (логическое, эстетическое и моральное), хотя и не «переходят» в другие категории, влияют на них, «заставляя» их совершенствоваться: «Гипотеза о том, в какой степени психическое, логическое, эстетическое и моральное вторгались, так сказать, в цепь событий материальной энергии, производят изменения в ней, эта гипотеза, совершенствуясь, может дать методы постижения поведения лица или общества».