Петр Щедровицкий

К истории логических программ

-2019-

/
/
К истории логических программ

Против софистов или комментарий к программе и некоторым результатам исследований Георгия Щедровицкого. 

Лекция 1. ИСХОДНЫЕ ГИПОТЕЗЫ.

Раздел 1.3 К истории логических программ

Эволюция логики

Понятие «программа» имеет очень длительную историю и отсылает нас к греческому языку. Обратимся к истории Средних веков, в частности, к тому, что происходило с идеями Аристотеля в этот период в Европе.

Не секрет, что достаточно длительное время европейская философия знала только одну логико-методологическую традицию — традицию античной практики достижения «истины», которая восходила к «Органону» Аристотеля.

Раннее средневековье знало эту группу идей Аристотеля не в первоисточнике, а в частичных переводах, творческих пересказах и комментариях (например, Боэция). Только в XII-XIII веках интеллектуальная общественность знакомится с подлинниками Стагирита. Появляются новые латинские переводы, а также переводы арабских последователей и комментаторов*.


То есть, комментарии предшествовали появлению новых переводов подлинника, а где-то в XIII-XIV веке появляются первые упрощенные пересказы правил логики. 

Постепенно формируется новая техническая дисциплина — собственно «логика». В период поздней схоластики появляется, к примеру, пособие по логике Пётра Испанского (умер ок. 1277) — «Summulae Logicales», которое на несколько столетий занимает ведущее положение в сфере учебной литературы по логике и в тогдашних «клубах мышления», в качестве введения в тему.

Вы спрашиваете: «Как научиться мыслить?», — и он дает вам книжку «Summulae Logicales», где семь разделов: о предложениях, о предикабилиях, о категориях, о силлогизмах, о диалектических топах, о ложных умозаключениях, о свойствах терминов.

Содержание «Summulae logicale»

Большая часть текста «Summulae logicale» , как и в текстах предшествующих столетий, содержала в себе интерпретацию «Органона». При этом рассуждения Аристотеля были сведены в краткие определения и правила. 

Новеллой являлся, прежде всего, седьмой раздел, в котором содержалось описание тех разработок, которые были приоритетом для схоластической логики. Речь шла прежде всего о результатах логико-грамматических исследований, касающихся свойств терминов, как частей предложения.

Раздел содержал нормативные предписания, указывающие, в каких случаях в предложении допустимо заменять один термин другим, а в каких — нет; когда можно расширять, а когда в предложении следует ограничивать значение термина; каковы правила использования терминов по отношению к тем или иным предметам при наличии тех или иных кванторов (например, выражающих исключительность, начало или конец рассуждения, сравнение и т.д.).

Можно сказать, что не только разработчики логики, но и все те, кто учился по этим правилам и использовал их в своей работе в разных областях, реализовывали (осознанно или неосознанно) программу организации «логоса», намеченную Аристотелем за полторы тысячи лет до периода создания первого поколения Европейских университетов. Другими словами, эта программа работала полторы тысячи лет и в определённом смысле можно сказать, что она продолжает работать и сейчас.

Замечу, что в 1255 году, чтобы поступить схоларом на один из высших специальных факультетов в Парижский университет (Сорбонну), нужно было прочесть всего Аристотеля. А что нужно сегодня прочесть всем, чтобы поступить в университет 2030 или другой университет? Аристотель учил не только Александра Македонского, но еще и все человечество через свои разработки и довел их до такой степени артикулированности, при которой вы уже не могли не стать носителем, участником его программы. Независимо от того, активно ли вы действовали, как Петр Испанский, или просто использовали эти правила в своей жизни.

Эпоха Возрождения — начало критики программы логики Аристотеля

Лишь в эпоху Возрождения стала появляться критика как схоластической, так и Аристотелевской логики.

Петр Рамус первым высказывает тезис, что логика Аристотеля не схватывает действительного хода мысли (в разных работах Рамус употребляет как латинские термины «intellectus» и «cogito», так и новый французский термин «penser»), а занимается лишь анализом слов (речи).

Рамус настаивает на необходимости построить новую «естественную» логику, которая вместе с риторикой должна давать законы правильного рассуждения.

Он говорит, что в аристотелевских правилах ничего не написано о том, как мыслить, а только про то, как выразить результат вашей мысли. Это про коммуникацию, а не про мышление. Кто из нас мыслит силлогизмами?  Почему-то до Рамуса никому в голову не пришел этот простой вопрос. 

Следы аналогичной критики можно найти и у Декарта, который тоже подчеркивает, что когитации в своём развёртывании не подчиняются правилам аристотелевской логики. В своём «Рассуждении о методе» он писал, что большинство правил традиционной логики служат больше для объяснения другим того, что нам уже известно, а не для получения новых знаний.

Формирование новой исследовательской программы — логики Пор-Рояля

Пользуясь введённой рамкой, можно сказать, что в этот период намечается новая исследовательская и инженерная программа, которая затем реализуется около 150 лет — фактически до начала, а может быть даже до середины XIX века. 

В короткий промежуток времени, лет за сто, ломается программа Аристотеля. Нужно было положить что-то взамен. Первым примером полномасштабной реализации новой программы можно считать издание группой интеллектуалов, сосредоточенных вокруг аббатства Пор-Рояль вблизи Парижа* серии работ, среди которых наибольшую известность получили «Грамматика» и «Логика».


Вокруг Пор-Рояля собралась группа интеллектуалов. Я называю их представителями католической реформации – они дали интеллектуальный ответ католиков на вызов протестантов. В школе-интернате для детей аристократии учатся Арно и Николь, увлеченные разработкой новой логики, которая работала бы в сфере нормирования «мышления/интеллекта». В этой области процессов они выстраивают новую систему правил. 

В большой степени разработчики новой логики продолжали и углубляли программные установки другого крупного мыслителя эпохи — Корнелия Янсена, идеи которого опирались на учение Августина о месте искусства мыслить в моральном самоопределении человека.

Логика или искусство мыслить Антуан Арно, Пьер Николь

Logique ou l’art de penser

В работе «Логика или искусство мыслить», известной как Логика Пор-Рояля («L’Art de penser, contenant outre les regles communes, plusieurs observation nouvelle, propres a former le jujement») впервые появляются «современные» разделы: об идеях (понятиях), суждении, умозаключении, и, наконец, о методе. Первое издание вышло на французском языке в 1662 году, а буквально через несколько лет переводится на английский и на латынь. 

Лейбниц считал, что Логика Пор-Рояля сделала возможным мыслить на французском языке. Считается, что авторы этой логики были картезианцами и реализовывали в своей работе программу Декарта с его специфическими трактовками «cogito». Частично это так. 

Работа была издана в 1662 году анонимно, хотя сегодня ее создание приписывается соавторству Арно и Николя (что именно написано одним, а что вторым — точно неизвестно). В период между 1662 и 1683 годом книга выдержала пять изданий, среди которых окончательным вариантом считается последний. В течение XVII-ХIХ веков она была переведена на латинский, английский, немецкий, испанский, итальянский и другие европейские языки и выдержала несколько десятков изданий.

Хочу сказать, что все вы находитесь в этой программе. Там предписано, как вы должны мыслить — вы так и мыслите, даже не подозревая того, потому что заявленная программа реализована через миллионы последующих микросхем, вплетенных в ткань процессов трансляции, современной образовательной системы.

Читать далее…

Поделиться:

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.