Философия России

Иванов Вячеслав Иванович

Русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог символизма, исследователь дионисийства. (1866-1949)

/
/
Иванов Вячеслав Иванович

«Своеначальный, жадный ум, —

Как пламень, русский ум опасен:

Так он неудержим, так ясен,

Так весел он — и так угрюм»

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов родился 28 февраля 1866 г. в Москве. Обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством Моммзена, а также философией. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию о налогах в Римской империи, написанную на латыни, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал.

Иванов провёл на западе Европы всю свою молодость, в общей сложности 18 лет. Начиная с 1891 года много путешествовал: подолгу жил в Италии, некоторое время в Афинах, затем в Женеве. С августа 1899 до весны 1900 г. занимался в библиотеке Британского музея. На пасху 1901 г. посетил Палестину, Каир и Александрию. Главным авторитетом для себя в те годы считал И. М. Гревса, с которым активно переписывался.

В 1896 г. произошла встреча Иванова с Владимиром Соловьёвым, которая перевернула его жизнь. Русский мыслитель стал его духовным наставником («покровителем музы и исповедником сердца») и дал название его первой книге стихов. Первое выступление в печати Иванова-поэта (инициированное Соловьёвым) относится к 1898 году. Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма.

В 1903 и 1904 годах Иванов знакомится с русскими символистами — В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, А. А. Блоком. Собратьев по символизму он впечатлил систематической начитанностью и блестящими спекулятивными построениями. После года сотрудничества в символистских изданиях наконец появился в России, что стало событием культурной жизни.

В 1905 году поэт поселился в Петербурге. Его квартира на 6-м этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц стала идейным центром русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов. Находясь в эти годы в зените своей славы, Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910—1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.

В 1906 году Иванов и его жена сблизились с С. М. Городецким с целью образования «духовно-душевно-телесного слитка из трёх живых людей». Эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник «Эрос». Отношения Иванова с Городецким современники считали более чем дружескими. Позднее его место в «тройственном союзе» заняла Маргарита Сабашникова, которая ради этих отношений пошла на развод с Максимилианом Волошиным.

В 1909 году вокруг Иванова сформировалось Общество ревнителей художественного слова (ОРХС). Иванов был в ОРХС непререкаемым авторитетом, и после его отъезда в мае 1912 года за границу общество практически прекратило свою деятельность, превратившись в «Академию без Ломоносова».

С мая 1912 по август 1913 гг. Иванов находился на швейцарской ривьере, в Савойе и Италии. Во время пребывания в Риме на почве дискуссий о католичестве и православии Вячеслав Иванович близко сошёлся с Владимиром Эрном. С этого времени и до революции основное место в его творчестве занимает религиозно-философская публицистика, размышления о пути России в условиях мировой войны; статьи того времени собраны в книгах «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917).

После окончательного размежевания с Кузминым, Гумилёвым, Блоком и многими другими петербургскими знакомыми Иванов поселился осенью 1913 г. в Москве на Зубовском бульваре, 25. Он чувствовал себя своим в кругу мыслителей, печатавшихся в издательстве М. К. Морозовой «Путь» (М. О. Гершензон, С. Н. Булгаков, П. Флоренский). Занимался переводами Эсхила («Орестея»), Алкея, Сапфо, Петрарки.

На те же московские годы приходится сближение Иванова с композитором А. Н. Скрябиным. Увидев в его творчестве проявление своей излюбленной идеи мистериальности, Иванов стал его всюду пропагандировать.

На Февральскую революцию Иванов откликнулся республиканским гимном «Вперёд, народ свободный» (музыка Гречанинова). После Октябрьской революции, которую не принял, хотел выехать за границу для лечения открывшегося у жены туберкулёза, но в заграничном паспорте было отказано. Служил в театральном отделе Наркомпроса (председатель историко-театральной секции), преподавал в стихотворном отделе Пролеткульта.

Осенью 1920 г. перебрался в Баку, куда тянулись из столиц «профессора, не желавшие под разнообразными наименованиями дисциплин преподавать единоспасающий марксизм». В местном университете профессор Иванов возглавил кафедру классической филологии. В 1921 году на основе обсуждения ещё неполной рукописи его монографии «Дионис и прадионисийство» на коллегии университета ему присуждается ученая степень доктора филологии. До самого отъезда в Италию (сентябрь 1924 г.) Иванов вёл в Баку весьма насыщенную культурно-педагогическую деятельность.

Последние десятилетия Иванов провёл в Италии. Первое, что было им написано по прибытии, — цикл «Римские сонеты». Жил он уединённо и до 1936 г. не публиковал новых поэтических произведений, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов.

В 1926 году в соборе Св. Петра Вячеслав Иванов совершил акт соединения с католической церковью по формуле Вл. Соловьева. В 1926—1934 годах занимал место преподавателя-лектора иностранных языков в коллегии Карла Борромея в Павии и читал курсы по русской литературе в Павийском университете. В 1927 г. на встречу в Павию приезжал состоявший с ним в переписке Мартин Бубер.

Поселившись в 1936 г. в квартире на Тарпейской скале, В. И. Иванов до 1943 г. преподаёт церковнославянский язык в Папском восточном институте и папской коллегии «Руссикум», читает лекции по русской литературе, в частности, по Достоевскому. В 1941-45 принимал участие в работе Литургической комиссии, по заказу Конгрегации

Восточных церквей Ватикана составил введение и примечания к Деяниям и Посланиям Апостолов, а также к Откровению св. Иоанна, в 1948—1949 — введение и примечания к Псалтири.

Итогом размышлений Иванова о судьбах России стала объёмная «Повесть о Светомире царевиче», написанная оригинальной ритмической прозой и стилизованная под византийские повести. В процессе мифотворчества повесть разрослась в целую эпопею, «русскую Илиаду», где излагается «альтернативная, реально не имевшая места история России (и отчасти Византии)» до Ледяного похода и сталинских лагерей включительно.

Иванов работал над «Повестью» с 1928 года, чеканя каждую фразу, и на смертном одре завещал Ольге Дешарт закончить свой труд на основании оставленных им заметок. Умер он в Риме в возрасте 83 лет.

Основные работы В.И. Иванова

  • «По звёздам» (1909)
  • «Борозды и межи» (1916)
  • «Родное и вселенское» (1917)
  • «Наш язык» (1918)
  • «Переписка из двух углов. Статьи» (1921, с М. Гершензоном)
  • «Дионис и прадионисийство» (1923)
  • «Dostojewski, Tragödie-Mythos-Mystik» (1932)

Список очерков о философе

  • Философский аспект 
  • Логос. Ч.1. 
  • Логос. Ч.2. 
  • Системность 
  • Ницше и Дионис. Ч.1.
  • Ницше и Дионис. Ч.2. 
  • Ницше и Дионис. Ч.3. 
  • Вагнер и Дионис 
  • Типы искусств
  • Кризис индивидуализма. Ч.1. 
  • Кризис индивидуализма. Ч.2. 
  • О русской идее. Ч.1.
  • О русской идее. Ч.2. 
  • О русской идее. Ч.3. 
  • Природа гениальности 
  • Символизм и романтизм 
  • Природа творчества 
  • Символизм. Ч.1. 
  • Символизм. Ч.2. 
  • Символизм. Ч.3. 
  • Символизм. Ч.4. 
  • Символизм. Ч.5. 
  • Истоки символизма и современное состояние 
  • О достоинстве женщины. Ч.1.
  • О достоинстве женщины. Ч.2.
  • О достоинстве женщины. Ч.3.
  • Ты еси. Ч.1.
  • Ты еси. Ч.2.
  • Религиозное дело Вл. Соловьева. Ч.1.
  • Религиозное дело Вл. Соловьева. Ч.2. 
  • Славянофильство. Ч.1. 
  • Славянофильство. Ч.2. 
  • Два лада русской души 
  • Скрябин и дух революции 
  • Революция 
  • Наш язык. Ч.1.
  • Наш язык. Ч.2.
  • Дионис и прадионисийство. Ч.1. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.2. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.3. 
  • Дионис и прадионисийство. Ч.4.
  • Дионис и прадионисийство. Ч.5. 
  • Критика. Ч.1. 
  • Критика. Ч.2. 
  • Критика. Ч.3. 
  • Переписка из двух углов. Ч.1. 
  • Переписка из двух углов. Ч.2. 
  • Переписка из двух углов. Ч.3. 
  • Автобиография. Ч.1. 
  • Автобиография. Ч.2. 
  • Рецепция наследия в современный период

Поделиться:

Серия книг «Философия России» - ФИЛОСОФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО: АНДРЕЙ БЕЛЫЙ — ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ — АЛЕКСАНДР СКРЯБИН

В том включены тексты современных исследований, в которых под разными углами зрения рассматриваются сложнейшие концепты символизма – религиозно-художественного мышления, сформировавшегося на рубеже XIX–XX вв. На трех фигурах Серебряного века – Андрее Белом, Вячеславе Иванове и Александре Скрябине сошлись основные события этой литературно-эстетической школы.

Задача книги – ответить на вопрос: сбылись ли «заветы символизма»; созвучны ли символисты ожиданиям читателей и слушателей своего и нашего веков? Том содержит биобиблиографический и иллюстративный материал. Издание адресуется не только специалистам по культуре Серебряного века, но и всем, кому дорога отечественная философия и литература.

Перейти в раздел Философия России

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.