Философия России

Ильин Иван Александрович

Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом. (1883-1954)

/
/
Ильин Иван Александрович

«Я остаюсь тем, кто я есть; я буду любить то, что привязало мое сердце; и я буду действовать так, пока моя грудь будет подниматься от дыхания жизни»

И.А. Ильин

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 г. в Москве. Учился первые пять лет в Пятой Московской гимназии, последние три года в Первой Московской гимназии. В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков.

В 1906 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же.

В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.

В 1910 году Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию.

В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой.

В годы первой русской революции Ильин был человеком довольно радикальных взглядов, но после 1906 года обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии.

В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России.

26 сентября 1922 года прибыл в Штеттин (Германия, ныне Польша).

С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».

В 1934 году был уволен с работы и преследовался гестапо.

В 1938 году покинул Германию, перебравшись в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»,
«Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».

Умер 21 декабря 1954 года в Цолликоне.

И.И. Евлампиев пишет об И.А. Ильине (см. статью «От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина»):

«Творческая трагедия Ильина своим истоком, безусловно, имеет его жизненную трагедию. Испытав крушение всего устоявшегося уклада жизни, став свидетелем небывалой исторической трагедии своего народа, Ильин так и не смог смириться с невозвратимостью ушедшего мира. В его представлении борьба за новую Россию так и осталась борьбой за воскрешение той эпохи, которая оборвалась в 1914 г. (хотя он и подчеркивал невозможность буквального возвращения старых порядков). Именно этим объясняется двойственное впечатление, возникающее при знакомстве сегодня, в начале XXI века, с публицистическими работами Ильина, посвященными «русскому опыту». С одной стороны, мы находим в них поразительную глубину понимания причин возникновения и возможных итогов существования тоталитарной коммунистической системы, с другой – столь же поразительную нереалистичность многих из предлагаемых методов возрождения будущей свободной России.

Этот же внутренний настрой, эта же устремленность в прошлое, объясняет и резко негативное отношение Ильина в поздние годы к западной культуре, ко всей западной цивилизации. Основной ее порок он видит в уклонении от христианского мировоззрения, в секуляризации всех сфер жизни, что равносильно в его представлении опошлению жизни… В то время как в своих последних философских работах Ильин пытался построить религиозно-философскую концепцию, основанную на вере в полное превосходство божественного начала, божественной субстанции в мире, в его поздней публицистике продолжало господствовать мировоззрение, главным пунктом которого является резкий этический дуализм, представление о непрерывной борьбе в мире двух начал, Бога и сатаны. Для того чтобы обосновать это свое мировоззрение, Ильин постоянно возвращался к проблеме «демонизма» и «сатанизма» в современной ему культуре и пытался обрисовать своего рода «путь сатаны» в европейской истории от эпохи Возрождения до «триумфа» сатанинского начала в большевизме и русской революции.

Все современные исторические события, перипетии политической борьбы, международные отношения государств, все явления культурной и общественной жизни Ильин рассматривал только под углом зрения борьбы этих двух полярных начал, что вносило апокалиптические нотки в каждую оценку и каждое суждение. В этом полумифологическом мировоззрении находятся истоки многих характерных особенностей его поздних политических воззрений: абсолютного неприятия «формальной» западной демократии; неверия в способность русского народа после долгих лет тоталитарного рабства (господства сатаны) воспринять ценности политической свободы; убеждения в необходимости для посткоммунистической России «национально-государственно-воспитывающей диктатуры», переходящей в «неформальную» демократию, способную создать правление «лучших» людей; наконец, веры в почти священный, «богоданный» характер ушедшей православной монархической государственности.

В страстной борьбе стареющего Ильина с секуляризовано культурой Запада мы не без удивления узнаем тот же императив, который вдохновлял его «антагониста» Льва Толстого на ниспровержение «безнравственной» европейской культуры. И Ильину, и Толстому это ниспровержение было необходимо для того, чтобы любой ценой доказать (не столько другим, сколько самим себе) незыблемость религиозных и нравственных принципов, принятых за основу миропонимания. При этом необходимость столь своеобразного доказательства была обусловлена тем, что указанные принципы для обоих были неочевидны, более того, расходились с убеждениями их молодости, были приняты только для обретения духовного успокоения… Ильин оказался среди тех, кто был обречен увидеть все ужасы бытия и до конца осознать их неизбывность в жизни человека. Но и он не выдержал этого бремени и нашел утешение в проповеди – в проповеди церковного, исторического православия. В этом ограниченность и слабость его поздних творений; и мы окажем плохую услугу выдающемуся русскому философу, если примем на веру его утверждение о том, что все самое главное было сделано им в последние годы жизни, если не разглядим за внешней привлекательностью «проповеди» подлинной глубины и проницательности понимания мира и человека, характерного для истинно главных работ Ильина».

Основные работы И.А. Ильина

  • «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918)
  • «О сопротивлении злу силою» (1925)
  • «Основы христианской культуры» (1938)
  • «Аксиомы религиозного опыта» (1953)
  • «Путь к очевидности» (1957)

Серия книг «Философия России» - И.А. Ильин

В монографии представлены исследования, посвященные жизни и деятельности русского философа Ивана Александровича Ильина (1883–1954), чьи идеи до сих пор вызывают оживленные дискуссии среди философов и ученых-гуманитариев. Авторы пытаются сформулировать некоторые общезначимые итоги многолетних споров вокруг наследия Ильина, не претендуя на окончательные оценки. Том содержит библиографию, летопись жизни и творчества философа, редкие фотографии.

Книга адресована специалистам, а также всем, кто интересуется философией, историей и культурой России.

Поделиться:

Философия россии первой половины XX Века

Голосовкер Яков Эммануилович

Голосовкер Яков Эммануилович

Русский и советский философ, писатель, переводчик.
Архиепископ Никанор (Бровкович)

Архиепископ Никанор (Бровкович)

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, философ. Доктор богословия.
Эрн Владимир Францевич

Эрн Владимир Францевич

Русский философ и публицист начала XX века.
Юркевич Памфил Данилович

Юркевич Памфил Данилович

Российский философ, ординарный профессор и декан историко-филологического факультета Московского университета.
Чичерин Борис Николаевич

Чичерин Борис Николаевич

Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог.
Чернышевский Николай Гаврилович

Чернышевский Николай Гаврилович

Российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель.
Хомяков Алексей Степанович

Хомяков Алексей Степанович

Русский поэт, художник и публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства.
Федотов Георгий Петрович

Федотов Георгий Петрович

Русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.
Трубецкой Сергей Николаевич

Трубецкой Сергей Николаевич

Русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, профессор и ректор Императорского Московского университета.
Страхов Николай Николаевич

Страхов Николай Николаевич

Русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1889).