Петр Щедровицкий

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ "ИГРА" КАК МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИя

Щедровицкий П.Г. Организационно-деятельностная игра как метод комплексного социально-психологического исследования//Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982. С. 36-39.

/
/
Организационно-деятельностная игра как метод социально-психологического исследования

1 Осмысление и анализ практики внедрения результатов научных исследований при решении сложных социально-производственных задач заставляет:

а) разворачивать комплекс технических дисциплин, как бы обеспечивающих передачу и принятие научных знаний и представлений в сферах реализации практической деятельности;

б) пересматривать порядок производимых работ и характер сложившихся кооперативно-коммуникативных связей, мы понимаем, что сегодня наука должна исходить из проблем и задач той или иной сферы, области практической деятельности, ориентироваться на эти задачи и в соответствии с ними строить исследовательскую работу.

Другими словами, автономная и обособленная наука (так, как она сложилась в ХVII и существовала до начала XX столетия) должна превратиться в прикладную науку.

2 В то же время особенности проведения и организации современных научных исследований не исчерпываются тем, что они должны носить «включенный», прикладной характер; для решения одной задачи необходимо объединение усилий различных профессионалов и специалистов, а это, в свою очередь, требует совершенно иных способов и средств «комплексной» организации. Необходимо разворачивать и совершенствовать проведение комплексных прикладных исследований (в том числе и социально-психологических).

Вместе с тем такая установка принципиально изменяет требования к частным видам мышления и деятельности (исследованию, проектированию, организации, методике), входящим в комплекс. И точно так же существующие сегодня социально-психологические дисциплины, принимая новую целевую установку и новые задачи, должны отказаться от предметно и методически обособленного существования, выйти за традиционно-установленные границы и существенно трансформировать весь арсенал средств, понятий, методов, форм и принципов организации и проведения исследований.

Но такая перестройка не может быть совершена на «пустом» месте. Прежде чем создать технику и методы, средства, организационные проекты комплексных прикладных социально-психологических исследований, необходимо выделить ту область, которая может послужить опорой и основанием для создания новых образцов работы — существует ли она и если существует, то можем ли мы ее использовать?

3 Мы предполагаем, что особым образом организованные деятельностные «игры» могут дать нам необходимый материал для построения технологии и образцов комплексных прикладных социально-психологических исследований — более того, что организационно-деятельностная «игра» может стать методом социально-психологического исследования взаимодействия, личности, рефлексии, мышления, групп и т.д.

Это связано, прежде всего с тем, что в ходе «игры» реализуются самые разнообразные процессы одновременно и параллельно (решение задач, обучение, рефлексия, понимание и т.п.); в ответ на действия организатора проявляются все «слои» человеческого существования. «Игра» такого типа есть, по сути дела, реальная жизнедеятельность, но сжатая во времени и пространстве и протекающая в искусственных условиях игровой организации.

В то же время, исследователь может, используя организатора и организацию как средство особого рода, изменяя и трансформируя организационную форму (организационный проект, программу, план, сценарий и др.), добиваться как бы «выпячивания», актуализации и за счет этого выделения того или иного конкретного процесса, «слоя», момента в зависимости от его исследовательских задач.

Можно построить и организовать особую «игру» для задачи исследования рефлексии, или коммуникации; этот вариант кооперации между организацией и исследованием противоположен тому, который был назван «исследованием в игре»: в данном случае исследование является объемлющей и организующей системой, а организация подчиняется задачам исследования и сообразуется с ними.

4 Необходимо, вместе с тем, помнить, что и в этом случае исследователь остается «включенным» в игру и перед ним стоит задача перевода своего понимания и «опыта» участия в «игре» через рефлексию и критику в план собственно исследования, но, во всяком случае, он впервые получает возможность совместить и органически связать искусственный и естественный планы в исследовании, преодолеть традиционные парадоксы социально-психологических экспериментов и создать систематическую и целенаправленную «экспериментальную практику».

Другими словами, расширение практики организационно-деятельностных игр, проводимых в контексте тех или иных исследовательских программ, для целей и задач исследования, обобщение и схематизация «опыта» такого рода «игр» дает нам реальную возможность построить методологию и технологию «игровых» комплексных социально-психологических исследований и использовать в дальнейшем различные типы «игр» как эффективный метод исследований.

Поделиться:

Методологическая Школа
29 сентября - 5 октября 2024 г.

Тема: «Может ли машина мыслить?»

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

С 2023 года школы становятся открытым факультетом методологического университета П.Г. Щедровицкого.