Философия России

Спекторский Евгений Васильевич

Русский правовед и социальный философ, профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета. (1875-1951)

/
/
Спекторский Евгений Васильевич

«Ориентируется ли философия на религию, или же на науку, она в обоих случаях и может и должна быть посредницею между ними, устраняя или по крайней мере смягчая возможные столкновения. Философия, которая стремится уничтожить или отвергнуть науку во имя религии, так же уродлива, как и философия, которая хочет сделать то же самое с религиею во имя науки. Ни то ни другое обыкновенно не удается философии. Не уничтожая ни религии ни науки, она в таких случаях, не ведая, что творит, работает только над собственным уничтожением. Когда во имя теократической химеры от философии потребовали, чтобы она была не более как служанкою богословия, это уничтожало ее не менее, чем тогда, когда Конт в «Курсе позитивной философии» просил прощения у читателей за то, что он все еще пользуется устаревшим понятием «философия» вместо настоящего и единственного понятия «наука»».

Е. В. Спекторский

Подобно Новгородцеву, Ильину, Чичерину, Боровому, Гурвичу, Алексееву и многим другим выдающимся русским философам, Е. В. Спекторский (1875–1951) получил юридическое образование. Он рассматривал право институционально – в контексте социальной системы и культуры в целом, а потому его интересы весьма быстро вышли за узкие юридические рамки. По словам В. В. Зеньковского, перу Спекторского принадлежат замечательные исследования по социальной философии XVII века. Помимо сочинений по социальной философии и теории  государства и права, русский философ оставил также богатое культурфилософское наследие (прежде всего – книгу «Христианство и культура», Прага, 1925). К сожалению, Спекторский недостаточно известен в России, а потому это наследие все еще ждет своего «собеседника-интерпретатора» (или продолжателя). 

Одним из немногочисленных историко-философских текстов, посвященных Спекторскому, является небольшая статья Зеньковского в известном сборнике «Русская религиозно-философская мысль XX века» под редакцией Н. П. Полторацкого (Питтсбург, 1975). Позволим себе процитировать ее целиком:

«Основные темы в творчестве Е. В. Спекторского всегда были связаны с его общим философским мировоззрением. Правда, он не создал законченной системы, но при внимательном чтении его многочисленных трудов общая линия его философского мировоззрения выступает с достаточной ясностью. От первоначального увлечения немецким идеализмом Евгений Васильевич довольно рано перешел к философскому релятивизму, к которому его склоняли его исторические исследования. Но на этом не остановились философские исследования Евгения Васильевича — от релятивизма он перешел безоговорочно к христианскому идеализму, который лег в основу различных его построений. Особенно замечательна его попытка построить философию культуры, которая в то же время есть и своеобразное богословие культуры, до такой степени вся его интереснейшая книга «Христианство и культура» пронизана началами христианства.

Правда, Евгений Васильевич настойчиво отделяет христианство как религию, как веру, от церковности — не потому чтобы он не чтил церковности, а потому, что, как историк, он болезненно переносил всякую конфессиональную узость. Тут как раз и проявились у Евгения Васильевича остатки его релятивизма. «Быть может, нет непременной необходимости, — писал он однажды, — стремиться во что бы то ни стало к единой церкви на земле». Евгений Васильевич прямо и защищал «вероисповедный плюрализм», — и в этом его трудно приемлемом тезисе сразу сказываются следы былого релятивизма. Философия (и именно христианская философия в форме христианского идеализма) ему была ближе и дороже догматических построений. «Христианство мы понимаем шире отдельных вероисповеданий и отдельных церквей», писал он; вот отчего он опирается прежде всего и больше всего на Новый Завет, оставляя в стороне богословские построения. Центральным в христианстве для Евгения Васильевича была Личность Спасителя Его учение, Его жизнь — здесь он видел важнейший «трансцендентальный документ христианского сознания»• Религиозное и философское вдохновение Е. В. разгоралось именно от его любви к Новому Завету.

Мы отмечаем эти черты в христианском мировоззрении Е. В. не в порядке критики, а в желании понять духовный мир Е. В. Помимо того влияния релятивизма, о котором мы упомянули, Е. В. был слишком юрист, скажем шире — социолог, чтобы не учитывать конкретной исторической ситуации. В том, что он отодвигал на второй план момент церковности в христианстве, сказалось тяготение Е. В. к тому, чтобы ввести начала христианства в самую жизнь нашу, в творчество. «Нет культуры без христианства, — писал Е. В., — как нет настоящего христианства без культуры». Этот пафос культуры, высокая оценка земного творчества положили свою печать на религиозное сознание Е. В., но с другой стороны способствовали тому, что ему больше чем кому бы то ни было из русских светских мыслителей удалось сделать для богословия культуры. Е. В. Спекторский в своей книге «Христианство и культура» исследует все проявления культурного творчества, и всюду он убедительно показывает единственность и творческие возможности, присущие христианству и только ему. Е. В. последовательно рассматривает условия творческого развития и плодотворного влияния христианства на жизнь в философии, науке, искусстве, праве, экономике, в политической сфере. Некоторые части в этом его исследовании разработаны блестяще. Изящно и в то же время глубоко, с превосходным знанием существа дела в разных видах культуры и с прекрасным учетом всей исторической реальности ведет Е. В. свой анализ — и сила, и правда, и несравненная высота христианства выступает у него с чрезвычайной ясностью. Весь исторический процесс, основные темы истории и все внутренние трения, тормозящие установление правды на земле, выступают по-новому в таком освещении. «История не как стихийный процесс, есть соработание Божеству» — таков основной тезис Е. В., — и он-то и превращает у него философию культуры в богословие культуры. Христианство предстает перед читателями как душа культуры, как ее подлинно творческая сила, ибо, по слову Е. В., «настоящая идеология всякой культуры всегда религиозна».

Моральный и религиозный пафос у Е. В. выступает с особой силой на фоне его изящного остроумия. Упомянутая книга Е. В., его различные статьи читаются исключительно легко — в самом строе мысли Е. В. была потребность пользоваться методом иронии, но ирония у Е. В. всегда благодушная, свободная от злой насмешки.

В философских построениях Е. В. занимала особое место идея «возможности». «Возможное» находится между необходимым и реальным, и потому есть условие и принцип свободы, — дорогой Е. В. «Только человек, как духовное существо, — писал Е. В., — может противопоставить тесной реальности действительного мира огромную и широкую перспективу возможности». Философия, по учению Е. В., «не связывает себя категориями действительного или необходимого, ее категория — возможное». Поэтому философия по самой своей сущности – свободна, движется свободным исканием и «образует промежуточную область между религией и наукой». Религия раскрывает нам высшую закономерность божественной правды, наука же изучает реальную закономерность в действительном бытии. Между этими двумя сферами и лежит область возможного, т. е. — область творчества, открытая человеку. Вся ценность работ Е. В. в том и заключается, что, оставаясь внутренно свободным, он вместе с тем убедительно показывает, что, как он пишет, «все крупные проблемы жизни неразрешимы без Христа».

В раскрытии этого и заключается высокая ценность философского творчества Евгения Васильевича Спекторского, за что будут ему одинаково благодарны как философы, так и богословы».

Список очерков о философе

….

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России

Годовая «подписка» на новые
материалы П.Г. Щедровицкого

Формат: онлайн | Период: 2025 год

До окончания оформления осталось:

00
Дни
00
Часы
00
Минуты

В состав «подписки» войдут новые видео-материалы и тексты Петра Щедровицкого, которые будут подготовлены в течение 2025 года.