Философия России

Чичерин Борис Николаевич

Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог. (1828-1904)

/
/
Чичерин Борис Николаевич

«Отличительное свойство русского ума состоит в отсутствии понятия о границах. Можно подумать, что все необъятное пространство нашего отечества отпечаталось у нас в мозгу»

Б.Н. Чичерин

Борис Николаевич Чичерин родился 7 июня 1828 года в селе Караул Тамбовской губернии. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1858—1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны московского университета.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов.

В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Умер 16 февраля 1904 года в селе Караул.

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVIII века» и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Основные работы Б.Н. Чичерина

  • «Областные учреждения России в XVII веке» (1856)
  • «Опыты по истории русского права» (1858)
  • «Очерки Англии и Франции» (1858)
  • «О народном представительстве» (1866)
  • «История политических учений» (1869-1902)
  • «Курс государственной науки. В 3 томах» (1894-1898)
  • «Философия права» (1900)

Список очерков о философе

  • Творческая эволюция
  • Очерк философии
  • Учение о государстве. Ч. 1
  • Учение о государстве. Ч. 2
  • Охранительный либерализм. Ч. 1
  • Охранительный либерализм. Ч. 2
  • Христианские корни либерализма. Ч. 1
  • Христианские корни либерализма. Ч. 2
  • Критика демократии. Ч. 1
  • Критика демократии. Ч. 2
  • Метафизический универсализм. Ч. 1
  • Метафизический универсализм. Ч. 2
  • Метафизический универсализм. Ч. 3
  • Капитализм. Ч. 1
  • Капитализм. Ч. 2
  • Исторический путь России
  • Критика социализма. Ч. 1
  • Критика социализма. Ч. 2
  • Критика социализма. Ч. 3
  • Критика социализма. Ч. 4
  • Воспоминания. Ч. 1
  • Воспоминания. Ч. 2
  • Воспоминания. Ч. 3
  • Воспоминания. Ч. 4
  • Воспоминания. Ч. 5
  • Воспоминания Струве
  • Воспоминания о славянофилах

Поделиться:

Перейти в раздел Философия России