Герой сегодняшнего очерка – А. А. Богданов (наст. фамилия – Малиновский, 1873–1928), российский ученый, философ-эмпириомонист, предтеча «теории систем», один из идеологов социализма, не стоявший на ортодоксальных марксистских позициях, создатель концепции «пролетарской культуры». В советское время значение идей Богданова не было оценено на должном уровне, причиной чего стала резкая критика богдановской философии в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, напечатана – в 1909). В своей «Истории русской философии» (Прага, 1938, допечатка – 1939) Б. В. Яковенко (1884–1949) стремится дать критическую оценку идейного наследия Богданова, сформулировать основные ленинские претензии к эмпириомонизму Богданова, а также – представить краткий анализ позиции его последователей. Приводим выдержки из текста:
Философия России
Богданов Александр Александрович
Российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма.В 1918-1920 годах — идеолог Пролеткульта. С 1926 года — организатор и директор первого в мире Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт. (1873-1928)
«Даже октябрьское торжество большевиков и возможность стать одним из идейных вождей коммунистической России не заставили А. А. Богданова (Малиновского) вернуться в лоно ортодоксальной марксистской философии, он умер (в 1928 г.) как идейный отступник. Богданов завершил на эмпириомонистической основе разработку начатой до войны общей организационной науки, названной им тектологией. Наука эта, по его словам, есть общее естествознание, она должна научно систематизировать организационный опыт человечества в целом и по мере своего развития должна сделать философию излишней»
«Помимо отдельных публицистических работ сторонники марксизма издали также коллективный сборник «Очерки реалистического мировоззрения» (1904), составленный с целью опровержения идеализма, априоризма и трансцендентализма. Но уже в этом сборнике от внимательного взора не могли ускользнуть несомненные симптомы приближающегося нового идейного разногласия в русском марксизме. Эти симптомы вскоре сменились открытым утверждением о необходимости нового философского обоснования всего комплекса марксистского учения ввиду его догматической несостоятельности и даже, по мнению некоторых, внутренней противоречивости и несостоятельности материалистического мировоззрения в тех его устарелых формулировках, которые исходят главным образом от Плеханова. Новое философское обоснование марксизма должно было, естественно, покоиться на строго научной основе, опирающейся на опыт и реалистической, не иметь ничего общего ни с религиозными тенденциями, построениями и спекуляциями, ни с критической априористикой. За такую основу было взято эмпириокритическое учение Э. Маха и Р. Авенариуса, которое соответственно необходимо было приспособить к марксистскому мировоззрению.
С обоснованием этой новой ереси выступил в 1904 г. главный теоретик А. А. Малиновский — Богданов (1873—1928), назвавший свою концепцию эмпириомонизмом. В соответствии с его воззрениями физическое есть социально организованный и коллективно согласованный опыт; психическое же есть опыт, организованный и согласованный лишь индивидуально, лишь в опыте данного индивида. Различение объективного и субъективного складывалось постепенно в процессе социальных отношений: объективное отличается от субъективного тем, что оно социально, т. е. коллективно, апробировано в процессе труда. Но сами отношения между людьми возможны лишь тогда, когда люди понимают друг друга. А это опять-таки полностью сводится к подстановке наших личных впечатлений под проявления и действия других людей. Таково понимание в целом: подстановка имеет место не только в отношении других людей, но и в отношении органического мира вообще, что позволяет понимать его как ряд различным образом организованных комплексов. Это же верно и в отношении мира неорганического. Распространение этой «подстановки» на весь мир позволяет понять все существующее как действительно непрерывный ряд, т. е. представить все развитие без абсолютных скачков, перерывов. <…>
Эмпириокритическая ересь в марксистской среде не только не слабела, а наоборот, стала развиваться. Кроме Луначарского, с Богдановым был связан еще ряд более или менее крупных, стойких единомышленников: В. А. Базаров — Руднев (1874 г. рожд.), Н. В. Валентинов (1879 г. рожд.), П. С. Юшкевич (1873 г. рожд.), Я. А. Берман (1868 г. рожд.), С. А. Суворов (1869—1918); их возрастающее еретическое постоянство вскоре проявилось в издании нового коллективного труда «Очерки по философии марксизма», а также некоторых отдельных работ. Например, Базаров настаивал на том, что в проблеме реальности, абсолютно независимой от определений мышления, имеется внутреннее противоречие, а в принципе минимальной меры измерения силы он хотел видеть «неопровержимо марксистскую тенденцию в теории познания».
Появление в марксизме и социал-демократическом движении эмпириокритицистских тенденций, естественно, сразу обеспокоило их ортодоксальных вождей и возбудило в них большие сомнения и подозрения; особенно чувствительным оказался В. И. Ульянов — Н. Ленин (1870—1924), который сразу обнаружил в этом идеологическом явлении разновидность «буржуазно-критических течений». Под его влиянием в духе этого открытия еще в 1904 г. Л. Аксельрод-Ортодокс выступила с критикой богдановского эмпириомонизма, полагая, что Богданов, находясь в сущности на позиции субъективного идеализма, отошел как от исторического, так и диалектического материализма и перешел из лагеря сторонников Маркса в ряды его критиков. Это мнение три года спустя подтвердил A. М. Иоффе — Деборин (1881 г. рожд.). Однако своего пика борьба против ереси в марксизме достигла у Ленина, особенно в его работе «Материализм и эмпириокритицизм», изданной под псевдонимом B. Ильин в 1909 г.
Поскольку эта книга — плод всего лишь одного года, пусть усердного и упорного, философского труда Ленина, который, по собственному признанию, сначала был недостаточно знаком с темой, она представляла собой редкий, хотя не единичный, продукт и пример философского догматизма, лишенного научной разработанности и обоснования, обладающего всевозможными качествами, свойственными политической борьбе, кипящей неограниченной злобой, яростью, ненавистью и презрением к людям, думающим по-иному.
Ленин всячески уничижает и ругает профессиональную философию эмпириокритического идеализма и фидеизма, объявляет их лишенными смысла и разума, субъективизмом и солипсизмом, которые есть не что иное, как «эклектическая похлебка», «плагиат у Беркли».
Не менее грубыми, острыми и бесцеремонными являются суждения Ленина о нематериалистической философии вообще, из которой представители русского эмпириокритицизма черпали свои рассуждения и идеи. Не мягче и высказывания Ленина об отдельных философах и философских течениях, чуждых или враждебных ему. Задачу гносеологии Ленин видит в том, чтобы разоблачать иррационализм и фантастичность, даже реакционность порождений мозга, и вместо этого четко и уверенно установить следующие основные истины: 1) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас. 2) Решительно никакой разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. 3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.
Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения материалистической теории познания. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине путь науки, стоящей на материалистической точке зрения. Мир есть движение объективной реальности, отражаемой нашим сознанием: движению представлений, восприятий, ощущений и т. д. соответствует движение материи вне нас: Мир есть вечно движущаяся и вечно изменяющаяся материя».
Список очерков о философе
….
Поделиться:
Серия книг «Философия России» - Александр Александрович Богданов
Настоящий том посвящён философу, революционеру и писателю Александру Александровичу Богданову (Малиновскому) (1873 — 1928). Его научно-теоретическое и литературное (в том числе архивное) наследие и сегодня вызывает интерес, а также острые дискуссии как в России, так и за рубежом. В книге собраны статьи современных философов, ученых и писателей, в которых идеи А. А. Богданова актуализируются, а его интеллектуальная биография представляется в контексте политического и научно-философского круга общения.
Книга адресована широкому кругу читателей — философам, историкам, литературоведам, а также всем тем, кто интересуется проблемами российской истории, науки и культуры.